Современный городок Кейсария возник лишь в 1977 году. Его население составляет 4700 человек, большинство из которых представляют собой высший класс израильского общества.
А руины исторического города Кейсарии превращены в национальный парк. Идентификация, археологические исследования и последующая реставрация строений города начались по инициативе барона Эдмунда де Ротшильда в 19-м веке н.э.
1-е упоминание о поселении в этом месте найдено в папирусе историка Зенона и относится к 259 году до н.э. В то время на месте Кейсарии находилось финикийское послеление башня Стратона, названное так либо в честь местного царька, либо в честь божества. (А вероятно - обоих в одном лице.)
Ситуация кардинально меняется во время правления царей хасмонейской династии. Хасмонеи, вернув независимость еврейскому народу, пытаются расширить пределы царства. Они завоёвывают территории, когда-то находившиеся в пределах Израильского государства. В 98 г.до н.э., один из наиболее выдающихся царей династии, Александр Яннай, подступает к вратам города. Обрезание или изгнание были предложены жителям поселения. Финикийцы избрали последнее.
Но, уже в 63 г. до н.э. римский император Помпей высаживается в Палестине и возвращает изгнанников.
В 30 году до н.э. поселение было подарено Ироду, царю Иудеи и ставленнику Рима, императором Августом. Ирод, в знак благодарности называет его Кейсария - Царьград. Ирод ставит перед собой две задачи: построить город, достойный для проживания римской знати и построить порт, который станет своебразным "окном в Европу" того времени.
В течении, без малого двенадцати лет, Ирод строит город. В 9-10 гг. до н.э. происходит иннагурация Кейсарии. Постройка города стала самым значительным и крупным проектом Ирода Великого.
Порт Себастос (Августус греч.) становится самым большим в регионе. В порту были построены три бассейна:
1.Внутренняя гавань; (фактически перестроенный финикийский порт);
2.Средний порт;
3. Внешний порт.
Отсюда до Рима можно было добраться за десять дней.
В Новом Завете описываются путешествия знаменитого и плодотворного апостола христианства, Павла. Он возвращается из своего миссионерского путешествия по Малой Асии через Кейсарию:
"Из Тира в Птолемиаду, где приветствовавши братьев, пробыли у них один день.... на другой день пришли в Кейсарию и остановились в доме Филиппа благовестника, одного из семи диаконов...." (Деян.ап.21:7-8)
Отсюда же позднее, Павел был отправлен на суд императора в Рим. Павел, будучи Римским гражданином, после своего ареста воспользовался правом суда у кесаря.
Правитель Фест, выслушав заключенного в Кейсарии Павла и не найдя вины, тем не менее был вынужден отправить того к императору в Рим:
"Тогда Фест поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься..." (Деян ап. 25:12)
О том же говорит и последний иудеский царь Агриппа в разговоре с Фестом:
"Можно было бы освободить этого человека. если бы он не потребовал суда у кесаря..." (Деян.ап. 26:32)
Павел был обезглавлен в Риме. в 64 г. г.э. во время правления Нерона.
На восточном берегу Ирод строит подиум, на котором возвысится величественный храм Августу и Риму. Принято считать, что именно со времён правления этого императора, в Риме возник культ и обожествление личности.
Гай Юлий Цезарь Август, при рождении - Гай Октавиан Фурин (29.09.63 г. до н.э. по 19.08.14 г. н.э.) был внучатым племянником Цезаря, усыновленным им по завещанию.
Ирод строит дворец, состоящий из административного крыла - преториума (претории) и частного крыла, находящегося ниже и вблизи моря. В адиминистративном крыле проходили приёмы, аудиенции, суды, оглашались законы. В нижнем крыле обнаружены руины четырёх комнат, полы которых покрыты мозаиками. На мозаиках изображены лишь геометрические узоры, сами они относятся к типу лабиринтов. В центре частного крыла находился декоративный бассейн, останки которого видны и сегодня. Впоследствии в нём разводили рыбу. В Византийский период дворец утратил свою функции и в нём были построены жилые помещения. В ранний арабский период на территории дворца была построена крепость - "раббад", использовавшаяся для ведения священной войны джихада.
В книге деяний св. апостолов из Нового Завета рассказывается об одном из самых плодотворных проповедников Евангелия - Павле. (5/10 - 64/67 гг. н.э.) Бывший религиозный раввин-фарисей, Павел пережил мистическую встречу с Воскресшим Христом по пути в Дамаск, куда он направлялся с поручительными письмами от Синедриона. Павел был активным участником в преследованиях учеников Иисуса, но в результате видения, увиденного им по пути в Дамаск, курс его жизни меняется навсегда.
Павел становится учеником Христа, а впоследствии и самым успешным и активным проповедником его учения. Павел имеет очень много преимуществ в деле распространения Евангелия среди язычников. Он Римский гражданин, родившийся в Киликийском городе Малой Асии, Тарсе. Павел знает международные языки того времени и знает представления и верования народов, населявших обширные территории Римской империи. Павел проповедовал по всей Малой Асии, (Деян. ап.21 гл.) что вызывало ревность, зависть и нарекания как в среде язычников, так и в среде евреев, слышавших об успехе его дела. Даже в среде апостолов слышались недовольные голоса. Верующие иудеи боялись за чистоту веры. В один из приходов в Иерусалим, Павел был ложно обвинен в осквернии храма, что привело к городским волнениям и, в результате к аресту Павла. Римские солдаты хотели бичевать Павла, чтобы выяснить почему он явился причиной беспорядков. Но Павел сообщил им о том, что он Римский гражданин. Солдаты не имели права бичевать Римского гражданина без суда. Поэтому Павел был направлен в Кейсарию к Римской администрации. Он протребовал суда у самого императора. Его запрос должен был быть удовлетворён. Павел в течении двух лет ждал решения своей судьбы в Кейсарии и, возможно в этом дворце его выслушивал и правитель Фест, сказавший:
" ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься." (Деян ап.25:12)
Павел был обезглавлен в Риме в 64 г. н.э. во время правления императора Нерона.
В 1961 г. при раскопках в театре Кейсарии, на каменной ступени северной стены, была найдена стелла, ставшей сенсацией в
археологии.
Возможной расшифровкой этой, не вполне сохранившейся стеллы, будет фраза:
"Понтий Пилат, префект Иудеи, в честь императора Тиберия соорудил."
Понтий Пилат, с 26 по 36 гг. н.э. был римским всадником, впоследствии получившим назначение префекта, отвечавшего главным образом за вопросы правосудия и исполнения законов римского права в колониях. С 36 по 41 гг. н.э., он служил префектом в Иудее. Несмотря на то, что Пилат уделял большое внимание развитию Иерусалима и даже построил водопровод, налоговый и политический гнёт народа, массовые казни, насилия и провокационные действия, оскорблявшие религиозные верования иудеев, снискали ему дурную славу.
По свидетельству историка Филона Александрийского, Пилат нёс ответственность за бесчисленные жестокости и казни без суда.
Однако согласно повествованию евангелия от Луки (23:21), Пилат трижды отказывался предать смерти Иисуса:
"Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём, итак наказав Его, отпущу."
Другой яркий пример, которым Пилат желал показать свою непричастность к казни Иисуса было публичное умытие рук перед народом: "Не повинен я в крови праведника сего."
После жалобы самаритян на кровавую расправу в 36 г., был отстранён от должности и отправлен в Рим. Согласно Евсевию Кейсарийскому (4 в. н.э.), он был отправлен императором в ссылку, где покончил жизнь самоубийством.
После смерти Ирода сенат дарит Кейсарию его сыну Архелаю. Но уже в 6 г. н.э. наступает период прямой Римской власти. Иудеей начинают управлять прокураторы. В этот период Кейсария превращается в коммерческий центр и местом встречи и культурного обмена двух цивилизаций, Греко-Римской, колыбелью Европейской культуры и Иудейской, Ближневосточной. В этот период в Кейсарии уже проживают значительная еврейская и самаритянская общины. Иосиф Флавий описывает имущественную ссору между представителями греко-римской и еврейской общин, приведшей к кровопролитию и в результате убийству 20 тысяч иудеев. Это стало искрой Большого Еврейского восстания, известного как Иудейская война, закончившегося трагически - разрушением главной святыни еврейского народа , Иерусалимского Храма. Кейсария превращается в штаб-квартиру императора Веспасиана и его четырёх легионов.
Через 62 года евреи делают ещё одну отчаянную попытку отвоевать независимость. Восстание проходит под мессианскими символами. Бар Кохба, сын звезды, по убеждению многих участников восстания, и есть обещанный царь Израилев, Мессия. Но восстание было жестоко подавлено в течении трёх лет и его идеолог, Раби Акива, схвачен и казнён на арене ипподрома Кейсарии. Легенда гласит, что перед смертью Раби Акива был уверен, что исполнил до конца главную заповедь Моисея, возлюбив Всевышнего всем сердцем, всем разумом ( Акива 40 лет изучал закон Божий) и, наконец всею крепостью своею, отдав свою жизнь за веру отцов...
Различные мраморные статуи, найденные на раскопках Кейсарии отражают греко-римский дух и культуру и мифологию.
Театр на 4000 мест был построен в 4 г. н.э и является древнейшим на земле Израиля.
(продолжение следует...)
Write a comment