Цитадель Давида, в сердце Иерусалима, символизирует для миллионов людей разных религий любовь к этой земле. Цитадель, возрастом более двух тысяч лет, находится у Яффских ворот, центрального места у входа в Старый город Иерусалима, месте встерчи Старого и Нового города. Здесь история ведет счет на тысячелетия. Поэтому на территории этого древнего комплекса, расположился музей истории вечного города, ставшего символом и образом веры в единого Бога.
Цитадель Давида доминирует в топографии Старого Города Иерусалима и находится на самом высоком месте. Начиная со 2-го столетия до нашей эры, крепость охраняла наиболее уязвимую северную и западную оконечность города. Недаром, еще великий библейский пророк Иеремия, предупреждал жителей Иерусалима об опасности завоевания города с его северной границы.
"И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли." (Иер. 1:14)
Вероятно цари хасмонейской династии начали грандиозное строительство в Иерусалиме, но никто не смог превзойти знаментитого царя Иудеи, Ирода Великого, в грандиозности замыслов и величии построек, созданных им в Иерусалиме. Не случайно Ирод был прозван Великим. Не в заслугу за его моральные качества, а по причине величия его строительных проектов. Великолепие Западной стены, прозванной Стеной Плача, является доказательством его таланта архитектора
Каждый сильный правитель города старался укрепить крепость, в надежде перещеголять своих предшественников.
Победа Иуды Маккавея над наследниками империи Александра Македонского, отмечает начало Хасмонейской династии, во 2-м столетии до нашей эры. Этот период характеризуется экономическим и культурным подъёмом в Иудее. Экономические и политические успехи страны нашли своё выражение, между прочим, и в интенсивном строительстве. Осбенно широкомасштабное строительство проводилось в духовной и политической столице государства – Иерусалиме. Наиболее ранние постройки крепости относятся именно к этому периоду. Они включают в себя остатки стены, построенной из впечатляющих по своим размерам, обтёсанных камней и две башни, которые защищали западные границы города. Северная и западная граница города была слабо защищена, с точки зрения топографии, ещё с древних времён. Поэтому фраза пророка Иеремии: «От севера откроется бедствие на обитателей сей земли», стала крылатой. Большинство успешных завоеваний города за всю его историю, происходили именно с северной границы. Кроме того, на территории крепости были найдены сотни наконечников стрел, круглые камни, использованные как снаряды катапульт и метательные камни разных размеров. Все эти артефакты, возможно, являются немым свидетельством осады города в 132 г. до н.э., начатой Антиохом Четвёртым, царём Селевкидской династии.
монументальных построек. Одним из главных вкладов Ирода в архитектуру было строительство фортификационных укреплений города, состоящих из трёх величественных башен цитадели, названных в честь его брата Фацаэля, близкого друга Иппикуса и жены Мириамны. Башня, находящаяся на северо-востоке крепости известна под своим традиционным названием – Цитадель Давида. Хотя Ирод, вероятно назвал эту башню в честь Фацаэля.
Окончание пероида правления Ирода в 4 г. до н.э. ознаменовало собой период междуусобиц и борьбы за власть в Иудее, завершившийся разрушением главной святыни иудеев - Храма. Иерусалим был сожжен римской армией и превратился в груду развалин. У подножия цитадели археологи обнаружили следы пожара, фрагменты белой штукатурки и целые секции глиняного водопровода с печатями x Римского Легиона "Фретензис". Найденные артефакты свидетельствуют о присутствии римскиой армии и использовании Цитадели в качестве лагеря. Об этом говорит и главный исторический источник того периода, Иосиф Флавий:
"Цезарь приказал чтобы весь город... был стерт с лица земли, оставить только высокие башни для становища гарнизона." (Иудейские войны" vוו).
Когда Рим уступил свое влияние Константинополю, Иерусалим становится объектом паломничества христиан. В течение этого периода Цитадель, вероятно, уже не использовалась войсками, а найденные мозаики свидетельствуют о том, что здесь жили монахи. Но византийцы укрепили стены Цитадели, используя строительные блоки, сохранившиеся от предыдущих разрушений крепости. Цитадель является ярким примером того, как город неоднократно разрушался и перестраивался, зачастую из строительных материалов, использованных вторично.
В 638 г. арабы, окрыленные и объединенные новой религией ислама, устремляются на завоевание восточных окраин Византийской империи и Персии.
Иерусалим сдается на условии не пролития крови. Арабы управляют Иерусалимом в течение последующих 640 лет. Они сооружают Цитадель в меньшем масштабе, с круглой башней, руины которой по прежнему видны в южной части внутреннего двора.
Годфрид Бульонский, крестоноский завоеватель Иерусалима, пожаловал Цитадель Латинскому Патриарху города, Диамберту Пиззанскому. Вероятно поэтому Цитадель наывалась тогда Пиззанской Башней. Начиная с 1118 г. Цитадель становится резиденцией королей крестоносцев, которые до того использовали мечеть "Аль-Акса".
Современная Цитадель, однако, представляет из себя в большей степени постройку мамелюкских правителей Иерусалима.
(продолжение следует...)