25% населения Израиля( около 2 300 000 человек) составляют арабы и представители других нееврейских групп населения. Из них 82% являются мусульманами-сунитами. Иерусалим является третьей по значимости святыней ислама.
Сущность учения ислама изложена в Коране. Коран в переводе с арабского означает чтение. Это чтение было первоначально сердечным, внутренним восприятим Божественного откровения, посланного основателю этой религии - пророку Мухаммеду (Мухаммад). Эти откровения он впоследствии диктовал своим близким.
Коран, с точки зрения ислама, есть книга, ниспосланная свыше.
Вот как описывает её Сура 25, 191-196:
"Эта книга воистину идёт от Владыки миров, Верный Дух принёс её с неба. Он положил её на сердце тебе, чтобы ты был посланником. Она изложена по арабски и слог её чист. Книги священные и древние упоминаеют о ней."
В чём-же, с точки зрения основателя ислама, его сущность?
Предоставим учению Корана дать на это ответ:
"Скажи тем, которые станут спорить с тобою: я отдал сердце моё Богу, также и те, кто следует за мною." ( Сура 3, 18)
"Авраам сказал отцу своему Азару: воздам ли изваяниям поклонение, подобающее единому Богу? Ты и народ твой во мраке глубоком, Мы показали
Аврааму славу неба и земли, чтобы сделать веру его непоколебимой. Когда ночь осенила его, он увидал звезду и воскликнул: вот мой Бог! Но звезда исчезла, и он сказал: я не люблю того, что
исчезает. Увидев восходящую луну, он сказал: вот Бог мой, но когда луна зашла, он прибавил: если бы Господь не просветил меня, я был бы в заблуждении, Когда солнце появилось на востоке, он
воскликнул: вот это мой Бог - он больше других! Но когда солнце закатилось, он продолжал: народ мой! Я не причастен поклонению вашим божествам, я поднимаю чело моё к Создателю неба и земли;
почитайте Его единого; я не с теми, что причисляют богов к Богу" ( там же 74-79)
Иными словами ислам является верой в единого невидимого Бога, той верой, которую исповедовал отец веры и национальный предок арбского народа Авраам ( Ибрагим).
"Мы внушили тебе принять веру Авраама, который был благочестив и не принадлежал к идолопоклонникам".
(Сура 16, 124)
Ислам является и той верой, которую исповедовали праведники пустыни - ханифы и которая была известну арабскому народу издревле. В этом смысле ислам утверждается, как истинная религия, известная человечеству, совратившемуся впоследствии, в идолопоклонство.
"Они приравняли джинов к Богу, а те лишь создания Его. Они приписывают Ему детей в невежестве своём. Хвала Богу, далече от Него такое богохульство." ( там же, 100)
"Если бы во Вселенной было много богов, её разрушение было бы близко." (Сура 21, 11)
Бог открывается Мухаммеду как Вседержитель, Творец Вселенной, праведный судья и даятель моральных законов.
В 6 Суре Аллах
(арабское название Всевышнего Бога в единственномом числе, подобное древнееврейскому Элоах) называется Богом истины.
Но Он также открывается Мухаммеду и с другой стороны:
"Призывайте Бога или призывайте Милосердного: эти два имени одинаково прекрасны." ( Сура 17)
Обычно Сура Корана и проповедь начинается словами
"Во имя Бога милосердного, милостивого..." ( Бисмилла Иль-Рахман, Иль-Рахим, араб.)
Первая вступительная сура Корана представляет собой славословие очень похожее на библейское, тем самым отражая и подобие концепции и понимания верховного Божества:
"Хвала Богу, Владыке миров, милосердному, милостивому, царю судного дня. Поклоняемся Тебе, Господи, и молим Тебя о помощи. Направь нас на стезю спасения, на стезю тех, кому Ты умножил благодеяния Твои, кто заслужил гнева Твоего и сохранился от заблуждения"
Мухаммед не считал Коран новым и отличным от прежних, откровением. Он верил в то, что человечеству была дана истинная религия с начала его существования. Разницу в религиозных воззрениях он считал заблуждением:
"Первоначально все люди имели одну веру. Потом они предались религиозным спорам" ( Сура 10:20)
Ислам, с точки зрения учения Корана, есть продолжение религии пророков Ветхого Завета и апостолов Нового.
" Ислам - есть религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса." (Сура 32:11)
"... Мы верим в священные книги, полученные с неба Моисеем, Иисусом и пророками, мы не полагаем между ними никакого различия - мы Ему предали себя." (Сура 3:78)
Приблизительно в 610 году н.э, жителю Мекки из племени Курайш, из аристократического рода Хашим, в котором наследовался ряд почётных функций, начали являться видения. Мухаммед, поначалу принял эти видения за козни тёмных сил, злых духов - шайтанов. Но, приняв советы мудрых друзей и соплеменников, Мухаммед осознал видения, приходившие ему, за откровения свыше.
Осознав себя глашатаем, посланником Божиим, Мухаммед обрушился с обличающей проповедью на пороки современников. Он обличал стяжательство богатых, обирание сирот и бедняков, обман в торговле, ростовщичество...
Воскресение мёртвых и грядущий суд Божиий, наказание грешников в аду и вознаграждение праведников являлись лейдмотивом ранних проповедей Мухаммеда. Вселяя в слушателей страх Божий, он указывал и на выход - раскаяние, праведный образ жизни, забота о бедняках, вдовах и сиротах и вера в милосердие Единого и Всемогущего Бога, милосердного и всемилостивого, как Его называет каждая сура Корана и так, как его привыкли называть в Аравийской пустыне.
Проповедь нового мекканского пророка вначале не оказала влияния и не имела большого успеха среди его соплеменников. В его миссию поверили лишь самые близкие люди - семья, некоторые родственники и друзья. Они собирались у него дома послушать проповеди. Последователи его учения стали называться "вручившими себя Богу", то есть мусульманами.
Около 614 года, Мухаммед начинает публичную проповедь. Число последователей возросло, но возросло и число тех, кто не принимал его. Начались преследования последователей пророка. Сам он подвергался оскорблениям, его замужние дочери были изгнаны своими мужьями, родители заточали своих детей, для того, чтобы они отреклись от новой веры. Слуг и рабов избивали, морили голодом, выставляли связанными на палящее солнце.
Хотя в проповедях пророка не было радикальных призывов к восстанию, разделу имущества богачей, освобождению рабов, он лишь осуждал жестокосердие, обман, злоупотребления.
Неверущие современники пророка требовали от него знамений и чудес для подтверждения своеего посалнничества. На это он возражал, что является обычным человеком, который лишь передаёт слова Всвышнего Бога.
Мухаммед приводил в пример гибель нераскаявшихся городов Содома и Гоморры и спасение праведного Лота.
Гонения на верующих мусульман достигли такой остроты, что многие из них были вынуждены переселиться в Эфиопию, с которой жители Мекки поддерживали тесные торговые связи. Сам Мухаммед с частью последователей остался в Мекке.
Стержнем учения пророка была мысль о том, что Бог открывал истинную религию людям, на протяжении долгого времени. Он посылал к ним своих посланников Ибрагима ( Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса). Но люди вновь и вновь совращались с истинного пути и Всевышний снова посылал к ним Своего посланника. На этот раз им стал Мухаммед.
Бог также посылал священные писания (сахифа) людям:
Мусе — Таурат (Тора), Давуду — Забур, Исе — Инджиль (Евангелие), Мухаммеду — Коран.
Мухаммед умер после краткой болезни 8 июля 632 года, оставив после себя наследие: учение, покорившее умы и сердца людей и первое в истории мусульманское государство.
Пророк при жизни настаивал на том, что он - простой смертный человек и завещал не хоронить его в мечети. Так и было сделано, но со временем могилу его окружили зданием, вошедшим в состав мечети, где впоследствии были похоронены также халифы Абу-Бакр и Омар.
Согласно одной из легенд, свободное место напротив могилы Мухаммеда оставлено для пророка Исы (Иисуса), который будет захоронен здесь после второго пришествия.
Согласно учению ислама, Коран (в переводе - чтение) это божественная книга. Она хранилась на небес до времени своего прихода в мир. Хотя она была написана на арабском языке, она стала доступной, благодаря переводам, всем народам земли. И хотя переводы не могут передать с точностью глубинный смысл Корана, однако они были сделаны с единственной целью - донести глагол Божий человечеству.
Коран написан на арабском языке, но в действительности его язык, это язык творения Божия, лесов и рек, пения птиц, света луны и солнца, тот самый язык, на котором Всевышний Бог обращался к людям со времён сотворения. Потому Коран может быть постигнут любым народом и любой личностью.
Коран, как записано в его тексте это
" ...чистое откровение в сердцах тех, кому было дано знание". (Сура 29:49)
У каждой написанной книги есть цель. Целью Корана является сообщить Божии намерения и план для человечества и мира. Иными словами передать человеку для чего Бог сотворил мир, какая причина сотворения человека и помещения его на земле. Также научить человека о том, что требуется от него в жизни до смерти и что будет с ним после смерти. Человек был создан вечным творением. Когда Бог сотворил человека, Он разделил его существование на два периода: предсмертный и посмертный. Посмертный период определит получит ли человек награду или наказание за свои поступки от рождения до смерти.
Коран это книга, в которой Бог предостерегает человека от неверного выбора. Это собрание учения и увещевания, а еще точнее Коран следует назвать книгой мудрости.
Однако Коран не является какой-то дидактической книгой. Когда непосвящённый впервые откроет эту книгу, она может показаться ему собранием отрывочных утверждений. В действительности это является частью плана послужить такой книгой, в которой даже отдельный прочитанный отрывок или целая сура смогут послужить откровением Божиим, независимо от того, в каком месте начать читать.
Современное понимание концепции ислама о священной войне - джихаде, существенно отличается, согласно мнению мусульманских ученых, от той, которой учит Коран.
Они утверждают, что читая Коран, можно убедиться в том, что его идеи не имеют ничего общего с насилием.
Коран и ислам, в корне которого лежит слово, означающее мир, не имеет ничего общего с насилием.
Действительно в Коране заложена концепция джихада, но истолкованная верно, она означает мирную борьбу за истинность веры.
Вот как в Коране выражена эта идея:
"Веди бОльшую войну с помощью этой книги (Корана)" (Сура 25:52)
Соверешенно очевидно, что Коран не является каким-то видом оружия, способным истреблять, уничтожать жизнь, а напротив его учение способно победить, умертвить злые намерения и последующие злые поступки людей. В этом смысле, Коран является иедологическим орудием борьбы или войны (джихада) со злом.
Английский историк и специалист по Ближнему Востоку, Керен Армстронг, рассказывает о завоевании Иерусалима халифом Омаром, в книге "Священная война":
"Халиф Омар, по летописным источникам, въехал в Иерусалим на белом верблюде, его споровождал коммендант города и патриарх Софроний, Патриарх показал халифу Омару главные храмы Иерусалимаи провёл на развалины ветхозаветного храма Соломона. Халиф Омар склонился в месте, куда был перенесён Всевышним во время ночного полёта, его друг, пророк Мухаммеди соврешил там молитву. Патриарх наблюдал за этим в ужасе. Он полагал, что его дни сочтены. Затем халиф Омар возжелал увидеть места богослужений христиан и храм возле Гроба Господня , но когда он дошёл до храма, наступил час молитвы. Патриарх вежливо предложил халифу совершить молитву в храме, но халиф принёс свои извинения и отклонил предложение. Халиф пояснил свой отказ следующим образом:
" Если я соврешу молитву на этом месте, то мусульмане, чтобы сохранить этот случай для истории, могут захотеть построить на месте храма мечеть, а это значит, что они могут разрушить храм возле Святой могилы Исы."
Халиф вышел из храма и совершил молитву, отойдя от места святого захоронения. Примечательно, то, что на месте его молитвы была построена небольшая мечеть Омара, сохранившаяся до сего дня."
Ещё одна мечеть, Дальняя ( "Аль Акса") была построена в честь халифа Омара на Храмовой горе. Она не была построена непосредственно Омаром, но говорят, что он этого желал, лично учавствуя в расчистке мусора, оставленного прошлыми христианскими хозяевами Иерусалима.
Мухаммад умер в 632 году и не оставив после себя преемника.
Назначением наместника пророка занялись ближайшие друзья и сподвижники пророка ("сахба")
В течение тридцати лет мусульманским миром кправляли непосредственные ученики Мухаммеда.
В исламской истории это период называется временем "четырех праведных халифов" (Абу Бакра, Омара, Османа и Али).
Абу-Бакр был отцом Айши, одной из жен Мухаммада и за время двухгодичного правления успешно подавил восстания и расколы местных арабских племен.
Вторым халифом был Омар. За десять лет своего правления он добился огромных военных успехов, значительно расширив мир ислама.
Омар завоевал Месопотамию, Закавказье и Персию.
Армия Омара завоевала все восточные провинции Византийской Христианской империи.
В 636 г. в сражении у реки Ярмук, арабы лекго разгромили византийскую армию и, таким образом стали полновластными хозяевами Палестины, земли Израиля.
В 638 г. халиф Омар лично руководил военными действиями при осаде Иерусалима и, после капитуляции противников, вошел в Иерусалим.
Вот что сообщает об этом христианский летописец Феофан Исповедник, халиф Омар прежде всего отправился на поиски руин Храма Давида (Соломона):
«Омар, заключив письменно мирный договор с жителями Иерусалима, сказал Иерусалимскому патриарху: "Сведи меня к мечети Давида" (михраб Дауд). – "Хорошо", – сказал патриарх. И пошел Омар, препоясанный мечом, во главе прибывших с ним четырех тысяч своих сподвижников, препоясанных мечами, и в сопровождении толпы наших, бывших под Иерусалимом, у которых не было другого оружия, кроме мечей. Патриарх шел перед Омаром с его сподвижниками, а мы за Омаром. Так мы вошли в город Иерусалим. Патриарх привел нас в ту церковь, которая называется церковью аль-Кумамы, и сказал: это мечеть Давида. Тогда Омар внимательно посмотрел и сказал: ты солгал…Тогда патриарх пошел в церковь, которая называется Сихьюн (Сион), и сказал: это мечеть Давида. Но Омар сказал: ты солгал! – Тогда он повел его в мечеть Иepycaлимскую и довел его до ворот, называемых Воротами Мухаммада, и оказалось, что подворотная лестница до самой улицы, на которую выходили ворота, завалена спустившимся из мечети мусором [руины храма Юпитера]; его было так много, что он почти касался потолка лестницы. Тогда патриарх сказал: тебе нельзя войти иначе, как на четвереньках. Омар ответил: хотя бы и на четвереньках! И патриарх пополз перед Омаром, а мы за Омаром и очутились во дворе мечети Иерусалимской и там встали на ноги.»
Впоследствии на местах, где побывал халиф Омар в поисках храма, были построены мечети. И поныне стоят мечети Омара рядом с храмом Храмом Гроба Господня и на горе Сион.
А вот в исламских хрониках история с поиском «михраб Дауд» рассказана иначе. Место нахождения Скалы указал Омару один из сопровождавших его воинов, Кааб абу-Исхак аль-Ахбар, еврей из Йемена, принявший ислам.
«Затем пришел туда Омар в сопровождении Кааба и сказал ему: "Абу-Исхак, знаешь ли ты место ас-Сахры (Скалы)?"
Тот отвечал: "Отмерь столько-то локтей от стены, прилегающей к долинe Джаханнун, затем рой и ты найдешь ее – а гора тогда была покрыта мусором".
Они стали рыть, и скала обнаружилась перед ними.
Тогда Омар сказал Каабу: "Как ты думаешь, где поместить мечеть?"
Тот сказал: "Помести ее за ас-Сахрой (т.е. на север от Скалы), и тогда соединятся обе киблы: кибла Моисея (кибла - направление молитвы) и кибла Муххамеда. Тогда Омар сказал: Ты ещё остаёшься в своей старой вере (иудаизме) о, Абу-Исхак!
Лучшая часть этой мечети – передняя! (южная, обращенная к Мекке, а не к Святому Святых бывшего храма). И он построил мечеть в передней части мечети."
На месте найденном Омаром впоследствии был построено здание названное Куббат Ас-Сахра (Купол над Скалой) , которое до сих пор зачастую называют мечетью Омара.
Но это восьмиугольное строение, у которого с недавних времён золотой купол, было построено в 691 году халифом из династии Омейядов, Абд-Аль Маликом.
Более детальное описание Купола над Скалой в статье Храмовая Гора.
Омеяды не были членами семьи Мухаммеда. Муавийя, первый халиф Омейядской династии, был провозглашен халифом в 661 году именно в мечети на Храмовой горе, а не в Медине, как было заведено.
Христианский служитель, посетивший Иерусалим около 680 г. оставил письменное свидетельство о святых местах мусульман на Храмовой горе. Вот, что он пишет:
«Теперь сарацины построили там удлиненное место молитвы, укрепленное досками и большими бревнами, поверх каких-то развалин... здание это вмещает до трех тысяч человек».
Вероятно в этом отрывке речь шла о Дальней мечети (Аль-Акса), а развалинами были оставшиеся руины иудейского Иерусалимского храма.