Краткая история Иерусалима

"Когда возвращал Господь плен Сиона"

(Псалом 125:1)

В 6 веке до нашей эры историческая ситуация внезапно изменяется и на престол могущественной Персидской империи, покорившей ненавистный евреям Вавилон, приходит царь-реформатор Кир. 

Благодаря его видению и особому отношению к еврейскому народу,   мечта поколений сбывается и им позволяется вернуться на родину отцов и отстроить святой город.

И хотя возвратиться всё-же решили немногие смельчаки и мечтатели, именно им, ценой неимоверных услий и противостояния врагов, удалов построить Второй Иерусалимский Храм.

С этого момента началась новая страница истории Иерусалима - Второго Храма. 

Наместник Неемия был назначен Киром сатрапом в 444 году до н.э.

С этого периода началось возрождение уже не целостного царства Израиля, а лишь Иудеи. Независимость Иудеи продлилась до периода завоевания Александоа Македонского в 333-32 гг. до н.э.

 

Теперь Иерсалим столкнулся с новой бедой - распространением космополитической языческой греческой культуры, так называемой эллинизацией. И как заведено в истории народов, новым веяниям противостояли консерваторы, а поддерживали их модернисты.

 

Противостояние грекам-селевкидам превратилось в полномасштабное восстание Маккавеев, продлившееся с 167 по 160 гг.  ( См статью Праздник Ханука)

Это привело к созданию независимого царства Иудейского, которым управляла династия Хасмонеев, потомков Маккавеев, начавших восстание.

 

В период Второго Храма началась застройка западного холма Иерусалима, там где сегодня находятся святые места иудеев, мусульман и христиан. Это и Гробница царя Давида и Сионская горница (Тайной вечери) и другие интересные традиционные святые места. Еврейский и Армянский кварталы Старого города также находятся на зпадном холме. Многочисленные раскопки подтверждают догадку, что в период Второго Храма в этом районе селился высший класс иерусалимского общества и священники. Неподалёку находился дворец хасмонеев, впоследствии перестроенный царем Иродом Великим и, вероятно, дворец Иерусалимского превосвященника.

В Нижнем городе ютилась беднота, так указывается и на знаменитой модели Иерусалима периода Втрого Храма, созданной историком, профессором Михаэлем Ави-Йоной.

Однако современные открытия проливают свет на то, что в нижнем городе существовали и постройки богатых и влиятельных людей. Например, комплекс, где были расположены двроцы, принявшей иудаизм царицы Елены Адиабенской и синагога для паломноков и странноприимный дом, построенные Теодотом, сыном Ветрена.

Купальня Силоам, находящаяяся в нижнем городе и лишь недавно (2005г.) обнаруженная археологами, также отличалась богатством и великолепием убранства.

 

В 70 г. н.э., Иерусалим и его великолепный Храм были разрушены в результате военного противостояния с сильнейшей милитаристской державой того времени - Римской республикой.

"И приведу их, и будут они жить в Иерусалиме..."

(Книга пророка Захарии 8:8)

"Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в пуке, от множества дней. И улицы грода сего наполнятся отроками о отроковицами, играющими на улицах его." (Захария 8:4)

 

В 132 г. н.э началось ещё одно восстание иудеев против Рима, названное в честь его руководителя - Бар Кохбы. После его подавления в 135 году, римский император Адриан соновал на развалинах Иерусалима римскую колонию - Элия Капитолина.

Строительным материалом для нового города послужили развалины города древнего. В период Византийской христианской империи знаменитые христианские храмы были построены на местах, где когда жили иудеи.  В мусулманский период и период крестоносцев крепостные стены сдвигались и перстраивались. Срвременная стена, окружающая Старый город была построена в период Турецкой османской империи, по указу султана Сулеймана Великолепного (1537 -1561 гг.)

 

Присутствие евреев всегда сохранялась в городе, но своего пика оно достигло в 19 -20 веках. 

 

Сегодня Иеруслим является городом, в которм проживает большинство евреев и существует крупная мусульманская и небольшая христианская община. (См. статью Вселенская идея Иерусалима.