Ознакомиться с историей открытия и археологических исследований поселения Кумран, находившегося на западном побережье Мёртвого моря до середины 1-го столетия нашей эры можно в статье Кумран,Свитки Мёртвого моря.
Обнаружение свитков Мёртвого моря по праву считается одним крупнейших археологических открытий 20-го века.
Его значение заключается в том числе и в том, что в течение раскопок и поисков была обнаружена полная версия библейской книги пророка Исаии на древнееврейском языке, датируемая 125 годом до н.э., на 1000 лет древнее любой полной книги свода Библии, известной до этого учёным.
В дальнейшем были найдены тысячи документов, написанных на коже и на папирусе, реже на меди и серебре. Около четверти этих документов были копиями книг еврейского Священного Писания (другими словами - христианского Ветхого Завета). Чаще всего встречались книги Бытие, Исход, пророка Исаии и Псалтирь.
Некоторые книги Библии, например - Псалтирь, сборник религиозной поэзии, представлен в 36-ти экземплярах, последняя книга Моисеева пятикнижия - Второзаконие переписана в 27-ми экземплярах. А книга пророка Исаии, которую часто называют благой вестью Ветхого Завета, из-за обилия пророчеств, предсказывающих приход Мессии, представлена 21-й копией.
А остальные документы были религиозными книгами, написанными в среде общины иудеев, живших в поселении Кумран.
Согласно мнению многих историков эта община была одной из трёх доминирующих религиозных школ того времени. Этими школами были фарисеи, саддукеи и ессеи. О последних известно, исключительно из работ историков, писавших на латыни и древнегреческом языках. Важно также отметить, что члены общины ни в одном из найденных в Кумране документов не называт себя ессеями. Они называли свою общину "Яхад", что значит - вместе.
Одним из важнейших источников наших знаний об ессеях является труд "Естественная история" римского военачальника и географа Плиния Старшего (23 - 79 гг. н.э.) В разделе, посвящённому земле Израиля он, в частности, пишет:
"На западном побережье Мёртвого моря, но вдали от вредных прибрежных испарений, проживает уединённое племя ессев, которые отличаются от всех племён земли тем, что не имеют женщин между ними и подавляют всякие сексуальные желания, не имеют денег и лишь финиковые пальмы им верные друзья.
День за днём множество беглецов, уставших от жизни, вступают в их ряды и, приведённые сюда на крыльях Фортуны, принимают устав общины.
Итак уже тысячи лет (немыслимые для воображения) живёт племя, в котором никто никогда не рождался, так обильна для их процветания утомлённость жизнью людей."
(Перевод В.Севергина)
Во время археологических раскопок Кумрана и близлежащих окрестностей было обнаружено древнее захоронение, состоящее почти исключительно из останков мужчин.
Другим историческим источником является труд "Иудейские древности" Иосифа Флавия. Он неоднократно упоминает ессев и называет их одной из трёх "философских школ", по аналогии с греческими философскими школами пифагорейцев, стоиков и эпикурейцев.
Само слово ессеи происходит вероятно от древнееврейского "עושים - оссим", что значит делатели, исполнители (закона Моисея).
В отличие от саддукеев, признававших лишь авторитет Пятикнижия Моисеева и фарисеев, державшихся еще не установившегося к тому времени канона масоретской Библии (39 книг Ветхого Завета Библии), ессеи почитали много священной литературы, признанной в наше время апокрифической. К ним относится, в частности книга Юбилеев и также псевдоэпиграфическая (то есть написанная от имени знаменитого автора) книга Еноха.
Ессеи, согласно Флавию, верили в суд и воскресение мёртвых, духовный мир, ангелов и демонов. Они также признавали авторитет устной традиции.
Однако их отличительной особенностью было, рассказывает Флавий, что
жили они в бедности и простоте и не владели ничем, всё принадлежало общине, отвергали совершенно всякую частную собственность и не предавались никаким телесным удовольствиям. Большинство из них отказалось от супружеской жизни, предпочёв ей жизнь мужского братства, питаясь за одним столом. Они посвятили себя изучению Священных Писаний и, в особенности пророчествам, имея множество пророков между ними, прославленными точностью своих предсказаний. Одевались они в простые белые одежды и каждый день совершали ритуальное омовение, последуемое принятием хлеба и вина, благословлённого священником.
Примечательно то, что всё что поведал об ессеях этот историк, подтвердилось археологическими находками зданий и пещер в Кумране или, по меньшей мере, была прослежена связь между историческим материалом и тем, что удалось найти.
Во многих кругах утверждается обратное и Иосифа Флавия зачастую обвиняют в исторической недостоверности. И хотя он, как и многие другие древние и современные историки, передавал исторические факты субьективно и иногда с долей предвзятости, его описание жизни ессеев подтверждено достаточно точно при раскопках Кумрана (об этом пишут Тодд С. Билл, Маген Броши и др.).
К примеру Флавий, описывая обычаи ессев, рассказывает о том, что они совершали ежедневное ритуальноу омовение в купели (микве). И на территории поселения кумранской общины было обнаружено несколько подобных купелей, они составляют 17-20 % из всех обнаруженных строений. Количества купелей было достаточно, чтобы совершить омовение для 100 человек одновременно.
Другим примером является описание двух социальных групп среди ессев: безбрачных и семейных.
"Эти ессеи отвергают земные удовольствия как зло, но почитают воздержание и обуздание страстей человеческих за добродетель."
( Продолжение следует...)