Библейская книга Эсфирь является главным источником информации об этом весёлом еврейском празднике.
Неизвестный автор книги, вероятно был иудеем. Исследователи полагают, что он проживал в Персии, так как был знаком с персидскими обычаями и укладом жизни. Книга была написана вероятно в 460 г. до н.э. , непосредственно после событий в ней описанных и до возвращения книжника Ездры в Иерусалим. А наиболее поздней вероятной датой написания книги считают 350 г. до н.э, то есть перед завоеванием Персии войсками Александра Македонского в 331 г. до н.э.
Книга Есфирь это необычная и уникальная книга Библии. На пример на её страницах нет ни одного явного упоминания о Боге, а главной героиней ее повествования является женщина.
История , описанная в книге происходит не на земле Израиля, как в большинстве билейских книг, а в царских дворах Персии.
Посей день не стихает полемика по поводу историчности повествования книги и её персонажей, в особенности её главного героя - Мардохея.
В музее Vorderasiatische в Берлине выставлена табличка с клинописным текстом, датируемая последними годами правления царя Дария или, возможно, ранними годами правления Ксеркса Первого. На табличке упоминается некий правительственный чиновник по имени Мардука. По меньшей мере этот текст может подтвердить существование персидского чиновника по имени Мардука (Мардохей?).И действительно книга Есфирь изображает Мардохея как такого царского чиновника.
"Когда девственницы собирались во второй раз, Мардохей сидел у царских ворот". (Сидели у ворот и принимали ходатайстваи судили житейские тяжбы обычно, цари, судьи и государственные лица)
(Есфирь 2:19)
Ну а надпись с упоминанием Мардуки носит фрагментарный характер, и остается единственным важным предположением истинности истории книги Эсфирь.
Персия ( современный Иран) впервые упоминается в Ассирийских источниках 9 столетия до н.э. Персидская империя достигла пика своего развития под управлением династиии Ахеменидов в период, описанный в библейских книгах Ездры, Неемии, пророков Аггея, Захарии и Малахии.
Практически ничего неизвестно о ранней странице истории этого народа, кроме того, что персы, вместе с мидийцами, были индоевропейской расой, которые мигрировали в Междуречье с севера, приблизительно в 1000 г. до н.э.
В 7 столетии до н.э., мидийцы стали решающей и объединённой политической силой и доминировали над персами.
А в 612 г. до н.э., мидийцы в союзе с халдеями и персами, завоевали древнюю Ниневию, тем самым положив конец Ассирийской империи.
С периода правления царя Кира Великого (559-530 гг.), влияние персов в этом политическом блоке усиливается и становится решающим. Впоследстви царь Кир расширил границы империи, покорив ближневосточные политические центры, включая Вавилон. (Вавилон был завоёван 12.10.539, согласно историку Геродоту).
Благодаря именно этому царю и его знаменитому декрету (539 г.), иудеи смогли осуществить свою мечту и вернуться на землю своих отцов и в Иерусалим.
"А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет."
(2 Пар. 36:22-23)
После смерти Кира, на трон взошёл его сын Камбис, котрый завоевал Египет, но умер не оставив наследника.
Затем Персидской империей управлял царь Дарий.
Существуют противоречивые версии о том, каким именно образом Дарий пришёл к власти. Одна из историй гласит, что в то время как Камбис находился в Египте, его брат поднял восстание и захватил власть, а Дарий, после того, как Камбис умер, на пути в Персию, был назначен главнокомандующим его войсками и, впоследствии , подавив восстание, сам стал царём.
Вторая версия более прозаична и сообщает, что сам Дарий был узурпатором, убившим наследника на престол.
Во время правления Дария, Иудея стала автономной провинцией Персидской империи, сатрапией.
Дарий подтвердил декрет Кира, разрешавший постройку разрушенного Иерусалимского храма. Вероятно,не будучи особенно религиозным человеком, Дарий понимал, что не мешая и даже поощряя религиозные чувства своих подданных, он только усилит свой авторитет и вызовет уважение к себе.
Дарий был тем самым царём, который решил завоевать и окончательно подчинить континентальную Грецию. Персидские войска были начисто разбиты в Марафонской битве (490 г.)
Его наследником стал Артаксеркс. Именно о нём и повествует книга Есфирь.
И было во дни Артаксеркса, - этот Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Эфиопии, - в то время царь Артаксеркс сел на царский престол свой , что в Сузах, городе престольном, в тертий года своего царстования он сделал пир..."
(Есфирь 1:1-2)
ПУРИМ, весё-лый еврейский праздник, согласно библейской книге Есфирь (9: 20-28), установлен-ный Мардохеем (Мордехаем евр.), в память об избавлении евреев Персии (нынешнего Ирана) от уничтожения, которое замышлял для них придворный царя, злобный и мстительный Аман.
"И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним,
о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его,
как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный,- чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным.
И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним,
как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, жребий, об истреблении и погублении их,
и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве. Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур [жребий, ибо на языке их жребии называются пурим]. Поэтому, согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них,
постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год;
и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их."
Название праздника происходит от слова пур (на древнеаккадском языке пуру означает жребий). Книга Есфирь повествует нам, что злобный Аман бросил жребий, чтобы назначить месяц истребления евреев.
"[И сделал совет] в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [чтобы в один день погубить народ Мардохеев, и пал жребий] на двенадцатый месяц, то есть на месяц Адар."
(Есфирь 3: 7).
А во 2-м веке до н.э. праздник назывался Днем Мардохея (Мордехая евр.)
«И они поставили всех общим указом ни в коем случае не позволять этому дню проходить без торжества, но праздновать тридцатый день двенадцатого месяца, который на сирийском языке называется Адар, за день до дня Мардохея».
(II Мак. 15:36).
Согласно книге Есфирь, иудеи Персии уничтожили своих врагов 12 и 13 числа еврейского месяца Адар, а 14 числа праздновали победу; в Сузах (на иврите Шушан).
Но избиение продолжалось еще один день, и 15 Адара, состоялось празднование победы.
"Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселья.
Иудеи же, которые в Сузах, собирались в тринадцатый день его и в четырнадцатый день его, а в пятнадцатый день его успокоились и сделали его днем пиршества и веселья.
Поэтому Иудеи сельские, живущие в селениях открытых, проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу; [живущие же в метрополиях и пятнадцатый день Адара проводят в добром веселье, посылая подарки ближним]".
Есфирь 9: 17-19).
Поэтому 15-й день Адара называется Шушан (Суза) Пурим и отмечается в тех городах Земли Израиля, которые в древние времена, как и Сузы, были окружены стеной.
Святые города Иерусалим и Тверия (по иудейской традиции) окружены стеной.
Во всех остальных местах праздник отмечается 14-го адара.
Праздник Пурим начинается непосредственно после окончания поста Есфирь (Эстер, евр.)
В этот день разрешено работать.
Торжественной и ритуальной частью праздника является чтение книги Есфир в синагогах.
Когда чтец произносит имя Амана, присутствующие шумят, а дети крутят погремушками. Так присутствующие выражают ненависть и презрение к злодею Аману. Но Пурим также и веселый праздник, в который принято пить вино;
Говорят, что нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, проклинает ли он Амана или благословляет Мордехая.
Хотя некоторые учителя закона возражали против буквального понимания этого предписания.
В Пурим принято приносить друг другу посылки со сладостями и сладкой выпечкой (משלוח מנות- «мишлоах манот»).
"Как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный,- чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным."
(Есфирь 9:22).
К празднику выпекают особые треугольные пироги со сладкой начинкой (обычно с маком или вареньем), называемые ушками Амана. (на иврите אזני המן - «Озней Аман»)
Пурим - карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читали произведения, пародирующие религиозную литературу; самый известный из них - «Масехет Пурим».
В Пурим в Израиле проходят карнавальные шествия, самое древнее и известное из которых называется «Адлояда» («пока не перестанет различать»).