Растения впервые упоминаются в Книге Книг еврейского народа - Библии. В первой же главе Священного Писания, книге Бытие (1:11) говорится:
" И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в которм семя его на земле И стало так."
На протяжении веков еврейский народ относился с трепетным благоговением к различным растениям, произрастающим на Земле Израильской. Ко многим из них относились как к священным. И деревья и рощи зачастую почитались священными. Они прославлялись в поэзии и песнопениях и зачастую символизировали красоту, благосостояние, мир.
Земля Израиля была не богатой злаковыми, фруктами и овощами в древности.
Поэтому древние жители Земли использовали в пищу и дикорастущие травы и прянности.
Сотни, тысячи видов разнообразных растений произрастают здесь в долинах, степях и горах, но лишь немногие из них, а именно около 120 видов, упоминаются в Библии по наименованию и поэтому представляется очень сложным их идентифицировать в наши дни.
Большинство цветущих растений имело определённые названия в библейские времена, но в Священном Писании им зачастую давались лишь обобщённые имена.
Первыми однолетними растениями, которые цветут весной на Земле Израиля являются ветреницы, тюльпаны, маки, которые названы в книге Песни Песней Соломона просто цветами (ניצנים):
"Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей..." (2:12).
Anemone coronaria, Ветреница коронная или актиния, כלנית מצויה;
Семейство лютиковых;
Высота - 15-40 см;
Цветение - с конца декабря до конца марта;
Форма цветка: диаметр цветка 3-8 см, с 5-8 красными, белыми или синими лепестковидными чашелистиками;
Цветки поодиночке расположены на высоком стебле с мутовкой из маленьких листьев чуть ниже цветка.
Ботаническое название этого удивительного растения -
Анемон, от греческого anemos, что означает ветер. Анемоной, в мифологиии греков, называли дочь ветра.
Coronaria - значит гирлянда.
На еврейском языке она называется каланит (כלנית), название произошло от слова кала (כלה), что значит «невеста», а на армейском "каланита" (כלניתא), наверное потому, что этот цветок прекрасен как невеста в день свадьбы.
Раввин и ученый из Венгрии, Иммануил Лёв (1854-1944) дал этому растению название каланит.
Судя по всему, название происходит от растения "каланита" (כלניתא), которое упоминается в Вавилонском Талмуде.
Ветренницы часто ассоциируют с теми самыми "полевыми лилиями", упомянутыми в Евангелии.
"Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело - одежды?
... И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них."
( Евангелие от Матфея 6:25,28-29)
В греческой мифологии существует немало легенд об этом цветке.
Согласно одной из них, Анемона было именем прекрасной нимфы и в неё влюбились Зефир, весенний ветер и Борей, бог западных ветров. Об этом узнала богиня цветов Флора, рассердилась не на шутку на нимфу и превратила её в цветок. С тех пор, когда приходила пора весеннего ветра Зефира, цветок уже увядал.
А согласно другому рассказу, анемоны ведь не напрасно называют ветреницами. Это потому, что они появились на свет благодаря божеству очень легкого, просто ветреного поведения – Адонису.
Адонис был юношей неземной красоты. Он влюбился сразу в двух богинь: Персефону, владычицу подземного царства и в богиню любви Афродиту. И потому часть года проводил в царстве мертвых у Персефоны, а часть года – на земле с Афродитой.
Узнав об этом, защитница целомудрия и справедливости, богиня Артемида, наслала на Адониса во время охоты, дикого кабана.
Адонис погиб, а Афродита горько разрыдалась над поверженным любимым, и из ее слез проросли анемоны, а из крови Адониса - адонисы. Так легенда объясняет мифическое появление двух разных цветов из семейства лютиковых – анемоны и адониса.
Интересный факт - в окрестностях Иерусалимских гор красные ветренницы встречаются чаще, чем синие, а у Галилейского моря склоны холмов весной покрываются синими и белыми цветами.
После цветения у анемоны вырастает своеобразный нос. Он в свою очередь превращается в своеобразную шишку. Там находятся семена, которые потом разлетаются с ветром.
Иранский цикламен, Cyclamen persicum, רקפת מצויה ( "ракефет мецуя)
Горчичное растение - это растение под названием Brassica, принадлежащее к семейству Brassicaceae.
Горчица (греч. σινάπι, евр. חרדל "хардаль") — это однолетнее травянистое растение, очень ветвистое, с жёлтыми цветами и мелкими семенами в стручках. Горчица обладает многими целебными свойствами, очень медоносна, и на протяжении нескольких тысяч лет культивируется в Средиземноморье. Растение неприхотливо и широко распространено в диком виде.
Обычная высота дикой горчицы 70 см, но попадаются растения и до 2 м высотой.
Семена горчицы - замечательная пряность. После измельчения и смешивания семян с водой, уксусом и другими специями получается приготовленная горчица.
Горчичное растение произрастает и на Ближнем Востоке и в Европе, Китае и даже в Сибири.
Древние греки и римляне культивировали его уже в 4-м столетии до н.э.
Горчица прекрасно консервирует мясо и добавляет вкусовые качества.
Растение также известно своими медицинскими качествами и использовалось для лечения простуды, ревматизма, кожной сыпи, болей при радикулите и болезней дыхательных путей.
Семена этого растения очень маленькие (2-3 мм в диаметре) и упоминаются в притче о Царствии Божием, в Евангелии от Матфея, Марка и Луки.
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31-32).
Горчица была распространённым растением в Иудее и в евангельские времена, так что для слушателей Иисуса было очевидно, что «горчичное дерево» — это метафора.
Историк Плиний Старший писал в I в. от Р.Х. о двух характерных свойствах горчичного растения: о чрезвычайной пользе горчицы для здоровья и о чрезвычайной опасности для сада — однажды посеянная, она быстро распространяется и губит сад, заполняя его (Естественная история, глава 19).
Из-за того, что горчица является инвазивным видом еврейские мудрецы не рекомендовали сеять горчицу в саду, а только на полях, где её можно выращивать отдельно от других растений (Мишна, II в. от Р.Х.).
В Израиле горчица относится к самым распространенным растениям. Дикорастущая горчица встречается во всех прибрежных районах страны, в Самарии, Галилее, Изреельской долине, на Голанских высотах и верхней части долины реки Иордан, растёт в оврагах и у обочин дорог.
Цикламен иранский(Cyclamen persicum, רקפת מצויה-ракефет).
Высота - 15-20 см, цветение - с октября по май, растёт в сосновых борах.
Цветы бывают белыми, розовыми и фиолетовыми в природе.
В 2007 г. цикламен был избран национальным цветком государства Израиль!
В древности еврейский народ использовал экстрат цикламен как лекарственное средство, а рыбаки ис пользовали клубни цикламена, смешанные с мукой для ловли рыбы, сбрасывая в воду клубни и отравляя рыбу.
Лютик азиатский или садовый, Ranunculus asiaticus (Лат.) , rana -лягушка,
ranunculus - маленькая лягушка.
נורית ( нурит с арамейского - נור-свет, נורה - огонь).
Генри Бейкер Тристрам, (11 мая 1822 - 8 марта 1906) был английским священником, библеистом, путешественником и орнитологом ( классификация птиц.
Несколько раз побывал в Палестине.
Вот что он пишет о лютиках:
" Соперником ветреницы по яркости и красоте, хотя и менее распространенным и меньше размером является лютик азиатский".
А вот, что рассказывает народная сказка:
Жил-был в далекой стране красивый принц.
После долгих лет распущенности и бурной холостяцкой жизни принц решил жениться и объявил, что проведет смотр невест.
Сотни женщин решили попытать счастья, в том числе три сестры: Ветреница, Лютик и Мак.
В назначенный день сестры (как и большинство приглашенных) помчались на базар, чтобы приобрести самую современную одежду и самые впечатляющие аксессуары. Везде было много женщин, которые толкались и покупали одежду. Через несколько минут сестры потеряли друг друга и встретились снова, только вернувшись домой.
К взаимному негодованию, они обнаружили, что все приобрели платья алого цвета.
Прлив много слез, сёстры пришли в себы и нашли оригинальное решение: каждая из них добавила уникальный аксессуар к своему красному платью.
Ветреница добавила белый шарф, который привезла из путешествия по Индии.
Лютик добавила зеленый пояс, украсила платье блестками и нанесла глянцевую помаду.
Мак одела черное ожерелье из бисера.
И вот в назначенный день сёстры вошли в банкетный зал и за считанные минуты покорили сердце принца. Он провел целый день с каждой из них, и через три дня признал, что не может принять решение.
Сёстры тоже были очарованы красотой принца и каждая мечтала стать его женой.
И тогда принц решил взять всех троих в свой дворец и жениться на них.
Каждой из них он посвящал отдельное время года и услаждался любовью, пока не приходило время следующей жены.
С тех пор каждый год первыми зацветают ветреницы, с белым платком вокруг тычинок,
Алый лютик с яркими блестящими листьями и типично зелеными чашелистиками, обрамляющими лепестки в виде пояса, появляется вторым и
Мак завершает цикл цветения, с его характерными темными кругами на лепестках.
У ветреницы 5-6 лепестков и белый круг в центре цветка, на Севере страны они бывают синего и белого цветов.
У лютика глянцевые, близко посаженные лепестки.
А у мака всего 4 лепестка с изгибами. И стебель его ворсиситый.
В библейской книге Песни Песней 2:2. говорится:
"Что лилия между тёрнами, то воздзлюбленная моя между девицами".
Вероятно речь идёт о растении Lilium candidum, известной ещё как лилия Мадонны (Девы Марии) или белой лилиию
Этот цветок является растением семейства настоящих лилий.
Родина его это Балканы и Ближний Восток.
В 1-й книге Царств 7:26 говорится о том, что
храм царя Соломона был украшен изображениями этой лилии на колоннах и медном море (умывальнике).
Белая лилия символизирует целомудрие в иконографии католической церкви и некоторых православных церквей.
Например, средневековые изображения Благовещения изображают архангела Гавриила, вручающего белую лилию Деве Марии.
Белая лилия является также атрибутом других девственных и целомудренных святых, таких как Святой Иосиф, Святой Антоний Падуанский и Святая Мария Горетти.
В средневековой Франции использовали символ «Флер де Лис», который можно описать как стилизованную лилию Мадонны, однако форма этого символа более точно напоминает форму флагового ириса или ириса флорентина.
Лилия также изображалась на древних монетах из иудейской автономии Йехуд Медината.
(Йехуд, также известной как Йехуд Медината, букв. «Провинция Иудея», был административной провинцией Персидской империи Ахеменидов в регионе Иудея, которая функционировала как автономная провинция под управлением местных иудеев.)
Цветок таже изображался на средневековых знаменах из Сирии времен Саладина.
Впервые онизображается в европейском искусстве на барельефе, украшающем трапезную крепости госпитальеров в Акко, что возможно указывает на связь с его принятием Домом Валуа-Анжу.
На монете достоинством в один новый израильский шекель изображено это растение, а также слово «Йегуд» на древнееврейском языке и герб современного государства Израиль.
Происхождение этого мотива: древняя иудейская монета персидского периода (6-4 вв. до н.э.).
"Я нарцисс Саронский, лилия долин!
что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами."
(Песня Песней 2:2)
Pancratium maritimum, или морской нарцисс, представляет собой вид луковичного растения, произрастающего на Канарских островах и по обе стороны Средиземноморского региона и Черного моря от Португалии, Марокко и Балеарских островов на востоке до Турции, Сирии, Израиля и Кавказа.
Pancratium maritimum растет на пляжах и прибрежных песчаных дюнах, часто с большей частью листьев и черешков, зарытых в песок.
Другие его распространённые названия это морская лилия, песчаный нарцисс, песчаная лилия и лилия Святого Николая (хотя это растение и не является не истинной лилией). Видовой эпитет maritimum означает «морской».
Присутствие лилии в еврейском искусстве начинается с отождествлений из библейской литературы, например, некоторые пытаются идентифицировать лилию, упомянутую в книге пророка Осии или в Песне Песней ("что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами") с этим растением.
(продолжение следует...)