В Иерусалиме, после смерти царя Ахаза, двадцатипятилетний Езекия наследовал ему. Само имя этого прославившегося впоследствии царя, означало силу, крепость и твёрдость. Таков и был этот царь и таковой была его историческая миссия.
В отличии от целой плеяды царей Иудеи и Израиля, известных своей неправедной жизнью, об этом царе сказано:
"На Господа Бога Израилева, уповал он, и такого не было среди всех царей иудейских и после него и до него; и прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его... "
(4 Царств 18:5)
Главной заслугой этого царя была забота о моральном и религиозном возрождении страны. В этом почине царствование Езекии можно сравнить с его легендарными предками Давидом и Иосафатом.
Согласно повествованию Священного Писания, Езекия в первый же год своего правления объявил о всенародном праздновании, по видимому забытого уже, праздника Пасхи. Празднование было объявлено провести в Иерусалиме. До этого праздник проводился иудеями скромно, в кругу семьи.
Таким образом возвышение роли Иерусалима должно было привести к национальному единству и подъёму религиозного и патриотического духа.
А возвращение к чистоте веры становится главным лейтмотивом преобразований Езекии.
Также смелым шагом было приглашение жителей Севера Земли Израильской, "уцелевших от руки царей ассирийских" , отпраздновать праздник в Иерусалиме. (Северное царство Израильское и южное царство Иудея враждовали друг с другом в то время).
"И определили объявить по всему Израилю, от Вирсавии (Беер Шева) до Дана, чтобы шли в Иерусалим для совершения Пасхи... и пошли гонцы с письмами от царя... по всей земле Израильской...
(2 Пар.30:5,6)
Езекия очистил Иерусалимский храм и всю страну от изваяний и фетишей и даже тех реликвий, которые относили к культу единого Бога.
Так Езекия приказал разбить статую знаменитого медного змея, Нехуштана, сделанного ещё Моисеем, которому теперь уже стали поклоняться и кадить.
В результате действий религиозной и политической централизации в Иерусалиме, народ разобрал и засыпал алтари Богу Израилеву в городах страны. Один алтарь в Иерусалимском храме отныне объединял народ.
Царь Езекия не ограничился лишь культовыми преобразованиями. Период его царствования совпал со временем великого пророка и глашатая истины Исаии.
Красной нитью учения Исаии был призыв к внутренним, духовным изменениям личности и народа в целом. Жертвоприношения, праздники, соблюдение субботы - всё это не имело значения, когда продолжались беззакония:
"Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование!"
(Исаия 1:13)
Исаия горько упрекал народ, благочестие которого было внешним:
"...этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих".
(29:13)
Деятельность и призывы пророка нашли глубокий отклик в сердце царя Езекии.
Он хотел добиться того, чтобы в Иудее утвердилось подлинное духовное преобразование, основанное на просвещении. Езекия создал своеобразную гильдию писцов, которые привели в порядок священную письменность. Они собрали воедино предсказания пророков о падении Самарии и соединили два варианта истории Израиля, соединив её северную ( царства Израиля) и южную
(царства Иудеи) версии. В период царствования Езекии был также записан сборник изречений мудрости, куда, в частности, входила и знаменитая и любимая поколениями Книга Притчей Соломона. Идеи этой книги также несут в себе нравственные идеалы, к которым стремились и призывали Езекия и Исаия:
"Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва - мерзость."
(Притчи 28:9)
Но, конечно, царь Езекия был не только духовным, но и политическим лидером.
И являясь таковым, он искал политических союзов, которые укрепили бы его страну. В 713 г. до н. э., некто Шебна, один из царских писцов и влиятельные князья, стоявшие за ним, убедили Езекию принять предложение от царя Ашдода Азури и египтян, заключить союз против Ассирии. Царь начал переговоры с Азури и всретился с посланниками из Египта. Пророк Исаия выступил против этого альянса:
"Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему... не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта."
(30:1,2)
"Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы.... египтяне - люди, а не Бог, и кони их - плоть, а не дух."
(Ис.31:1;3)
Из надписи Саргона известно, что против Ассирии восстали и Ашдод, и Эдом и Моав и даже Иудея.
Ассирия была древним городом-государством (Ассур или Ашур на древнеевр.), а позже - милитаристской империей. Она располагалась на территории современной Сирии, Месопотамии (ныне Ирак) и Турции.
Ассирийцы говорили на семитском арамейском языке. Позже арамейский язык стал международным (Lingua Franca) на древнем Ближнем Востоке.
В исторический период 727-705 гг. до н.э, древний мир был напуган тенью ассирийского экспансионизма.
Судьба народа Израиля была на волоске, а Ассирийские завоевания подобны наводнению. Народ Израиля был разобщен, охвачен племенными конфликтами и склоками и разделён политически на два царства - Израиль, со столицей в Самарии и Иудею, со столицей в Иерусалиме.
Когда в 727 г. до н.э. умер Ассирийский царьТиглатпаласар ווו, Израильский царь Гошея, войдя в сговор с египтянами, решил прекратить платить дань Ассирии.
Об этом и о спешных военных приготовлениях вскоре узнал новый правитель Ассирии - Салманасар v. Царь Гошея был схвачен и брошен в темницу.
Египет, как часто уже происходило и раньше, обманул надежды, надеявшихся на него сынов Израиля. Прав был Ассирийский военачальник Рабсак, говоривший осаждённым жителям Иерусалима:
"Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её. Таков фараон, царь Египетский , для всех уповающих на него."
(4 Царств 18:21 и Исаия 36:6)
В 725 г. до н.э. войска Салманасара осадили Самарию. Осада длилась около трёх лет и была подобна агонии для Северного царства Израиля.
За это время в Ассирии произошёл переворот и на трон взошёл человек, имя которого означало "истинный царь" - Саргон.
Саргон не разрушил Самарию после её капитуляции, но 27000 человек были переселены в Ассирию, а Самария была заселена чужеземцами. Ассирийские цари проводили политику массовых переселений (трансферов) для того, чтобы подавить очаги национального сопротивления и ассимилировать население.
Падение Самарии и переселение израильтян привело их к потере национального и религиозного самосознания и дальнейшей ассимиляции.
В 705 г. до н.э. "пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима", (2 Пар. 32:3), но царь Иудеи Езекия отразил его натиск.
"...пришёл Сенннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города, и думал отторгуть их себе. Когда Езекия узнал, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему...... и ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену и поднял её до башни, и извне построил другую стену., и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов."
(2 Пар. 32:1-5)
"Прочее об Езекии и овсех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и провёл воду в город, написано в летописях царей иудейских."
(4 Книга Царств 20:20)
Пророк Исаия усматривал в проекте Езекии много самонадеянности пытался призвать народ к духовной мобилизации, возвращению к вере отцов более, нежели надежде на инжинерные и военные достижения:
" И устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на того, кто это задумал, не взираете, и не смотрите на Того, кто издавна начертал это ."
( Исаия 22:11)
Критика проекта отвода вод продолжалась и на страницах литературы Талмуда, согласно мнению мудрецов, отвод воды из Хананейского канала означал засуху и гибель замечательных оливковых рощ и виноградников, произраставших на склонах гор.
"Не признали его (Езекии) правоту... он закрыл путь водам верхнего Гихона, и исчезли они... "
(Мишна, Псахим 4,9)
Трагические события в Иудее не прошли бесследно для царя. Он был измучен, ослаблен и опасно заболел. Пррок Исаия, навестив царя, был уверен, что его смертный час близок и поэтому сказал:
"Сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь".
(4 Царств 20:1)
Однако, Езекия, кторому минуло лишь сорок лет, отвернувшись к стене, на своём ложе, воззвал к Божией милости. И пророк Исия вернувшись сообщил ему, что он будет жить. Исаия взялся лично лечить царя.
Сведения о последних годах жизни Езекии неясны и очень отрывочны.
Однако, среди исследователей Библии существует мнение, что Сеннахерим повторно вторгся в Иудею около 688 г. до н.э. Также как и во время первого похода, в 701 году, он устроил свою ставку в Лахише.
Тайна и по сей день окутывает события этого похода и его фиаско. Какие-то загадочные события разрушили планы завоевателя.
А при проведении раскопок Лахиша, была обнаружена братская могила с останками более 1500 ассирийских солдат. Какова была причина их смерти?
4 книга Царств (19:35) повествует, что "в ту ночь, пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч."
После ухода ассирийцев, их империя ещё на долгое время сохраняла гегемонию в древнем мире. Сеннахерим, хоть и погиб от руки собственных сыновей, но всё же на несколько лет пережил Езекию.
А наследник Езекии, Манассия полностью примирился с игом Ассирии. Надпись нового царя Ассирии, Асаргаддона, перчисляет 22 покорённых сирийских царя, принесших дань в Ниневию. Среди них и Манассия, царь Иудеи.
Одна из недостоверных поздних легенд утверждает, что и борец за истину Исаия был убит по приказу Манассии. Косвенным подтверждением этой гипотезы может послужить свидетельство другого пророка, Иеремии, который ещё в детстве застал репрессии этого царя:
"Манассия пролил столько крови, что наполнил ею Иерусалим от края до края." (4 Цар. 21:16)