Р.Вурмбранд, "Маленькие ноты"

О святых Церкви (стр. 77-86)

 

 Церковь всегда имела и продолжает иметь множество подлинных святых, и в наши дни их немало.

Позвольте мне рассказать несколько эпизодов из жизни этих святых. Некоторые из них могут показаться необычными, даже экстравагантными, но выдающихся людей нельзя судить по обыденным меркам. Они всегда стоят особняком.

Однажды римский военачальник обратился к святому Юстину Мученику с насмешливым вопросом:
— Послушай, ты, именуемый человеком Слова и считающий себя обладателем истинной мудрости. Если тебя сейчас подвергнут бичеванию и казнят, веришь ли ты, что попадёшь на небеса?

Юстин твёрдо ответил:
— Я абсолютно уверен, что буду там, если перенесу всё это. Моя уверенность непоколебима.

Римлянин продолжал угрожать, но снова услышал неустрашимый ответ:
Наше пылкое желание — страдать за Господа Иисуса Христа и через это обрести спасение.

Другой святой, известный ныне как Антоний Великий, однажды услышал в храме евангельские слова:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай своё имущество и раздай бедным, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Матф. 19:21).

Эти слова поразили его, словно они были обращены только к нему одному. Для Антония это был личный призыв. Христос сказал это, а евангелист записал именно для него.

Антоний не раздумывал. Он продал 120 акров земли, свои 300 овец и отдал всё бедным. Он убедил сестру пойти по его стопам: она стала монахиней, а он — монахом.

Его ежедневным рационом стали хлеб, соль и вода, причём иногда он ел лишь раз в неделю. Антоний жил в руинах замка на вершине горы. Хлеб ему приносили раз в полгода. Так он провёл около двадцати лет.

Каждую ночь он предавался молитве. Однажды он обратился к восходящему солнцу с укором:
— Почему ты отвлекаешь меня от созерцания славы Истинного Света?

Через двадцать лет уединения Антоний вернулся к активной жизни. Во время гонений при императоре Максимине он отправился в Александрию, чтобы поддержать заключённых христиан. (Сегодня подобный поступок от церковных лидеров почти немыслим.)

Он посещал осуждённых преступников, которых отправляли на каторжные работы в суданские шахты, и даже укрывал святого Афанасия от преследователей.

Однажды, погрузившись в молитву, Антоний увидел видение: вся земля была покрыта множеством сетей дьявола. Ему казалось, что избежать их невозможно.

— Как же можно избежать их? — в отчаянии спросил он Бога.

 

Бог ответил ему кратко и ясно:
Смирением.

 

Один вдовец решил уйти в монастырь. У него была единственная дочь, которая настояла на том, чтобы пойти с ним, переодевшись мужчиной, чтобы заботиться о нем. Ее приняли среди монахов. Она покорила всех своей речью, а также умением готовить и стирать. Считая ее мужчиной, она завоевала доверие настоятеля. Он отправил ее вместе с двумя другими монахами в город для покупки продуктов.

Однако трактирщик, у которого монахи обычно останавливались, имел дочь. Она забеременела от связи с солдатом, который не хотел на ней жениться. В отчаянии она спросила: «Что мне делать? Отец меня убьет!» Он ответил: «Скажи ему, что это молодой монах изнасиловал тебя». Она так и сделала.

Когда Феодора (так звали этого монаха) вернулась из города, настоятель, который к тому моменту уже узнал об обвинении от отца девушки, был готов избить ее. «Как ты могла принести такой позор нашему монастырю?» — гремел он. Феодора боялась, что один из других монахов может быть обвинен в этом грехе. Она знала, что, если его признают виновным, его изгонят из монастыря, и он может впасть в еще более тяжелые грехи. Поэтому она упала на колени перед настоятелем и сказала: «Простите меня, я — великий грешник». Настоятель изгнал ее.

Она жила как нищенка у ворот монастыря, кланяясь каждому монаху, проходящему мимо, со словами: «Простите меня, жалкого грешника».

Спустя многие годы настоятель простил ее. Ей разрешили вернуться в монастырь, но она была занята самыми черными работами и презираема всеми. Когда она умерла, ее тело должно было быть омыто. Тогда и выяснилось, что она была женщиной и что покрывала чужие грехи.

С тех пор она почитается как святая Феодора.

 

Святой Пафнутий продал себя в рабство бродячему циркачу с единственной целью — обратить его в христианство. Обращение заняло двадцать лет, после чего тот отпустил его на свободу. Тогда он продал себя снова, чтобы облегчить тяготы бедной вдовы.

Когда его освободили во второй раз, ему подарили плащ, тунику и Евангелие. Плащ достался первому встреченному нищему, туника — второму. Это было легко сделать. Но как он мог сохранить Евангелие, когда вокруг было столько бедных людей? Он продал его и раздал вырученные деньги.

В его устах никогда не было ничего, кроме сухого хлеба и воды, а из его уст никогда не исходило ничего, кроме Священного Писания.

 

Святой Киприан писал заключённым христианам своего времени: «На вашем теле нет одежды, а в пищу у вас лишь немного хлеба. Но вы облечены во славу Христову. Не хлебом единым жив человек».

 

Девизом святого Иоанна Златоуста были слова: «За всё слава Богу». Он завершал все свои послания этим благословением. После того как солдаты проволокли его по зимнему снегу, он умер в маленькой придорожной церкви. Его последними словами, сказанными на холодном каменном полу, были:

«За всё слава Богу».

 

 

Св. Таисия Египетская Фиваидская до обращения была дочерью блудницы, которая с раннего возраста привила ей своё ремесло.

Обладая необыкновенной красотой, Таисия стала одной из самых известных и богатых куртизанок, разбивавших сердца и разорявших мужчин. Узнав о её жизни, к ней пришёл св. Серапион. Под влиянием его слов Таисия осознала свои грехи и на городской площади сожгла все свои богатства, нажитые нечестным путём. После этого она последовала за Серапионом в женский монастырь, где провела три года в затворе, питаясь лишь раз в день.

Рацион её состоял лишь из хлеба и воды.

 В течении всего времени, проведённого в заточении, она произносила лишь одну молитву:

«Создатель мой, спаси меня».

По истечении трёх лет монах увидел видение: перед ним предстала великолепная обитель, приготовленная на небесах. Он был уверен, что это для святого Антония, но голос сказал ему: 

«Эта обитель для Таисии».

Тогда Серапион снял печать с её двери. Через пятнадцать дней она скончалась.

В 1899 году раскопки обнаружили её келью и келью Серапиона, с надписями, которые позволили их идентифицировать.

 

Однажды старец Зосима увидел в пустыне обнажённое существо,

 закричавшее издалека:

«Я женщина, брось мне свою милоть, чтобы я смогла укрыться».

Затем она рассказала  ему, что в молодости вела постыдную жизнь.

Однажды отправившись на большой христианский праздник в Иерусалим, чтобы продолжить блудить, она осознала свои грехи и обратилась ко Христу, моля о даровании покаяния.

С тех пор, по её словам, она провела 47 лет в пустыне, питаясь ягодами и травами. Её одежда истлела.

Она попросила Зосиму прийти в следующем году, чтобы причастить её. После причастия она запела: «Господи, ныне отпускаешь рабу Твою с миром...» и умоляла священника отпустить её.

К Великому посту он нашёл её мёртвой.

Вы, вероятно, узнали историю Святой Марии Египетской.

 

Разбойники ворвались в келью святого Макария, а затем разграбили и монастырь. Он помогал им, выполняя разные работы, которые они не смогли сделать сами.

Однажды он застал воров, вломившихся в келью другого монаха.

Святой предупредил их, чтобы они ушли, пока их не поймали.

 

Святой Поликарп, столкнувшись с выбором между тем, чтобы быть растерзанным дикими зверями или отречься от Христа, сказал:

«Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне ничего плохого. Как же я могу хулить Господа, Который спас меня?»

Затем он принял мученическую смерть.

 

Когда святую Перпетую бросили на арену цирка на растерзание диким зверям, упав,  она обнажила бедра. Святая немедленно прикрыла их, думая более о целомудрии, чем о боли.

 

Святой Франциск Ассизский во время бессонной ночи принял пение соловья за акто поклонения Творцу.

И всю ночь он попеременно с птицей воспевал хвалу Богу.

 

Святой Томас Мур находился в тюрьме за то, что отказался признать короля Генриха VIII, который в то время добивался разрешения на развод и повторный брак, главой церкви.

Жена Томаса упрекала его: «Почему же ты остаёшься в тюрьме, покрытый вшами и подвергаемый нападению крыс, тогда как все епископы признали право короля возглавлять церковь? Ведь тебя ждут дома".

"А разве мой дом ближе к небу, чем эта темница?", - возразил святой, - не возьмёт ли меня смерть и из дома?"

Оставшись твёрдым в своём отказе, он был обезглавлен.

 

В начале 19-го века королева Ранавалуна правила Мадагаскаром.

Она ненавидела христиан, потому что они выступали против работорговли.

Королева изгнала всех миссионеров из страны и приказала сжечь все Библии. Любой, кто открыто исповедовал христианство, лишался своего имущества, а затем его казнили или продавали в рабство. 

Христиане собирались в лесах. Они создавали подпольные церкви.

И королева не могла отнять у них Духа Божьего.

Верующих вдохновлял героизм мучеников из собственной среды, таких как Расалама — женщина, которая пошла на смерть с песнопением на устах и тех, которые  были сожжёны заживо.

Были и такие, кого сбрасывали со скал, но тем не менее они остались верными своим убеждениям до конца.

Преследования христиан продолжались пятнадцать лет.

 

А вот христианин Уильям Уилберфорс посвятил всю свою публичную карьеру борьбе за освобождение рабов. И он преуспел в этом.

Сначала Уилберфорс добился прекращения  работорговли из-за океана на британских кораблях. Затем он добился эмансипации рабов в Британской империи. В полночь 31 июля 1834 года 800 000 рабов стали свободными.

Это было достижением Уилберфорса.

Вся его деятельность была вдохновлена любовью ко Христу.

Он говорил: «Всемогущий Бог дал мне цель — искоренить рабство».

Он оставил нам такие слова:

«Внутренние чувства не должны приниматься за доказательство присутствия Духа  Божиего в человеке, но лишь изменение всего его настроя и поведения».


От пастора Кая Мунка, убитого за свою веру нацистами в Дании, до нас дошли такие слова:

«Есть люди, которые думают, что правду можно "посолить". Они предполагают, что её можно спрятать в бочку, хорошо посолить, и использовать её по частям, когда потребуется. Но существуют и люди с искренней верой в то, что истина существует для  того, чтобы быть признесённой, и что она существует только тогда, когда она выражена в словах.

Эти благородные люди сделаны из того же теста, что и Иоанн Креститель.

Также как он, они ощущают страх за свою судьбу, а  ещё больше страшатся того ущерба и страданий, которые может принести непреукрашенная правда их народу. В какой-то момент они осознали, что трусость не должна сдерживать их язык, так как страдания, которые приходят к людям из-за лицемерия, молчания и лжи, в тысячу раз опаснее. У нас в стране тоже есть Ирод, который совершает любодеяния с чужими богами.

Я назвал это духом компромисса, который не брезгует недостойными поступками ради удобства.».

 

Пастор Дитрих Бонхёффер, немецкий мученик, казнённый при нацистском режиме, писал из тюрьмы:

«Я абсолютно уверен в своей вере. Она устояла под тяжёлым грузом испытаний. Не было ни мгновения сомнений или отчаяния. Как бы странно это ни звучало, в этих стенах я научился радоваться жизни».

Когда его вывели из камеры на казнь, он сказал:

«Это конец, но одновременно и начало новой жизни».

 

В 1954 году американский пастор, находившийся с миссией в Индии, был приглашён на службу молитвы за больных. Среди присутствующих была молодая женщина с тревожным, почти безумным взглядом. Она отказалась войти в зал, оставшись стоять в стороне. Толпа вокруг неё утверждала, что она одержима демонами. Когда пастор попытался опуститься на колени рядом с ней, женщина впала в ярость и упала без сознания. Он молился за её исцеление во имя Христа. По завершении молитвы её глаза, ранее полные тревоги, обрели спокойствие и засверкали светом. Лицо её озарила радостная улыбка, она протянула руки к пастору и поднялась на ноги. Именем Иисуса она была чудесным образом освобождена от своей беды.

Есть пасторы, которые являются истинными святыми, наделёнными Богом силой творить чудеса.

 

Дэвид Брэйнерд, миссионер XVIII века, умер в возрасте всего 29 лет, пройдя через великие испытания, проповедуя Евангелие среди американских индейцев.

В своём дневнике он описывал тяготы жизни:

«Я сплю на охапке соломы, моя работа изнурительна и почти не приносит видимых плодов, которые могли бы меня ободрить. Голландцы ненавидят меня за то, что я проповедую индейцам».

Против него даже распространяли клевету, обвиняя в том, будто он учит индейцев убивать белых поселенцев.

20 августа он записал:

«После ночи, проведённой в холодном поту, я этим утром откашлял много кровавой слизи».

А двумя днями позже, 22 августа:

«Я продолжил свой путь вверх по реке… в ночной тьме».

 

А вот ещё:

"Бог научил меня быть готовым делать всё, что в моих силах, следуя истине, чтобы сохранять мир и не становиться препятствием для других. Благодаря этому я могу с лёгким сердцем отказаться даже от того, во что искренне верю, если это необходимо для высшего блага. Он даровал мне такое состояние души, что даже если кто-то нанесёт мне сотню обид, а я, возмущённый, отплачу ему одной, то всё равно испытаю глубокую скорбь и буду готов искренне признать свою вину, склониться перед ним и попросить прощения. Даже если этот человек будет оправдывать себя, умножая ложные обвинения в мой адрес и выставляя меня единственным виновником.

 

Ах, как небесно это состояние души — любить весь мир искренней добротой, прощением и благожелательностью. Наполнить своё сердце покоем, мягкостью и смирением, быть свободным от всякой злобы, подозрений или дурных мыслей о ком-либо, кем бы он ни был. Как прекрасно иметь чистое, открытое и искреннее сердце даже для тех, кто смотрит на тебя с недоверием и осуждением."

Несмотря на все трудности, миссия Дэвида Брйнерда стала символом стойкости и веры.

 

В Советском Союзе пастор оказался за решёткой вместе с подростком, которого он привёл к вере. Мать юноши, охваченная гневом, метала в пастора камни. Однако он спокойно обернулся к ней и с теплотой произнёс:

«Я искренне восхищаюсь вашей материнской любовью».

 

Бог являет Свою красоту в святых.

 

Не каждому из нас нужно стремиться к героической христианской жизни. Это столь же бессмысленно, как пытаться стать слоном. Лишь немногим даны те качества, из которых рождаются великие святые и мученики.

Важно, чтобы христиане осознавали: в эпоху римских, средневековых, нацистских и коммунистических гонений большинство верующих не были готовы идти на пытки и смерть ради своей веры. Только немногие проявляли мужество, перенося страдания и принимая смерть. Но и те, кто не выдерживал таких испытаний, оставались христианами. Бог видел их искреннее раскаяние в слабости и радость возвращения к вере, как только миновала угроза.

Чудо, что Иисус способен заставить хотя бы некоторых овец лечь на зелёных пастбищах, как сказано в псалме (Пс. 22:2). Ведь овца обычно не ложится, она будет пастись часами, даже если сытна. Как можно отвернуться от мира, когда он предлагает столько соблазнительных удовольствий?

 

Однако святыми являются не только такие, как святой Антоний или святой Пафнутий, или мученики, умершие за веру. Простая, обыденная христианская жизнь — это тоже путь святости. Каждый христианин, живущий своей верой в повседневности, — это тоже святой.

 

Однажды маленькая собачка оказалась рядом с внушительным доберманом. Тот взглянул на неё с презрением и насмешливо спросил: «Неужели ты тоже называешь себя собакой?» Скромное создание, не осмеливаясь спорить, сдержанно ответило: «Сэр, конечно, я не такая большая и сильная, как вы. Но разве вы можете сказать, что я кошка?» Маленькие собаки остаются собаками.

А маленькие христиане, безусловно, тоже христиане.

 

Когда моему сыну Михаю исполнилось пять лет, его тревожил один вопрос. Однажды, слушая, как я читаю из Библии о том, что святые будут ходить с Иисусом, облачённые в белые одежды, он спросил: «А у Иисуса есть белая одежда достаточно маленького размера для детей?»

Я с улыбкой успокоил его, заверив, что у Господа есть белые одежды для всех — для больших и малых, для сильных в вере и для тех, кто лишь начинает свой путь.

У каждого христианина есть место рядом с Христом.