Избранное из книг А.У. Тозера.


О необходимости принимать обличение.

В книге Экклесиаста есть золотые слова:

"Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы", (4:13).

Не сложно понять почему старый царь не восприимчив к советам и обличениям. Всю свою жизнь он привык распоряжаться и отдавать приказы и, наконец в его сознании сложилась определенная психология, не позволяющая ему принимать советы от кого-либо. Его слово стало законом и для него правильным стало все что исходило из его собственых уст, а не правильным то, что противоречило его воле. Вскоре идея о том, что мог существовать кто-то достаточно мудрый и смелый, чтобы укорить его или дать совет, уже не умещалась в сознании нашего героя. Он был достаточно глупым царем, чтобы позволить подобным мыслям завладеть его умом и довольно старым, чтобы свыкнуться с ними, не замечая их существования.

Независимо от тех моральных процессов, которые привели этого человека к такому состоянию души, звонок в театре его жизни уже прозвенел. Со всех точек зрения он уже был пропавшей душей. Его высушенное старое тело ещё носило его, как гроб, скрывая в себе уже умершую душу. Надежда давно оставила его. И Бог оставил его доживать свои последние дни. И как только царь умрёт физически, он умрёт смертью глупца.

Подобное сосотояние душ было известно в разные периоды истории в народе Израиля. Неизбежно за таким периодом следовал период осуждения Богом. Когда Мессия пришёл к своему народу, он нашёл их в очень похожем состоянии духовного очерствения и ожесточения сердец, не принимающих обличения. "Мы семя Авраамово", - холодно парировали они, когда он говорил с ними об их грехах и нужде в избавлении. Обыкновенные люди принимали его слова и каялись, но священнослужители управляли народом слишком долго, чтобы легко сдать свои привилегированные позиции. Как тот старый царь из притчи, они привыкли быть всё время правыми. Обличение грехов  было для них равносильно оскорблению. Они считали себя выше любой критики.

Церкви и христианские организации обнаруживают тенденцию того же греха, который разрушил Израиль: неспособность воспринять конструктивную критику. На смену периода успешной работы и роста,  часто приходит мертвящая психология самовосхваления. И успех, как таковой, впоследствии становится причиной падения. Лидеры начинают воспринимать самих себя как избранников Божиих. Они начинают чувствовать себя любимцами и фаворитами Бога, а успех служения они считают тому доказательством. Поэтому они считают себя правыми,те же, кто пытаются потребовать у них отчета, объявляются бунтарями, пытающимися судить дела Божии и чуть-ли не самого Бога.

Если кто-то посчитает, что мы просто играем словами, пусть попробует вызвать внимание любого, случайно выбранного лидера евангельской общины, обратив его на какие-либо недостатки или погрехи в его служении.

Такой смельчак рискует быть немедленно осужденным за любую такую попытку, а его поведение расценено как выход за рамки приличия.

"Мы семя Арвраамово.", - такова их идея. А кто посмеет искать недостатки у детей самого Авраама?

Те, кто уже пришли в подобное состояние, когда уже не воспринимается никакое обличение, ничего от этого предупреждения не приобретут. Если путник не заметил пропасти и упал в неё, ничего уже не поделать, но можно предупредить других, оставив знаки на дороге. Вот они:

1. Не защищайте свою церковь или организацию от здоровой критики, если в том что говорится есть доля правды, нужно уметь принять её;

2. Необходимо помнить не о том, что уже сделано хорошего и нужного, а о том, что будет ещё сделано, когда мы научимся во всём следовать за Богом. Лучше всегда считать себя недостойным рабом, который сделал лишь то, что должно;

3. Принимая обличение, не думайте о том, от кого оно исходит. Не пытайтесь разобраться в том, от друга или от врага оно исходит. Враг чаще может принести больше пользы, так как не отягощён симпатией и привязанностью к вам;

4. Храните ваши сердца открытыми  к обличению и наказанию, независимо от того чьи руки держат плеть. Великие святые умели принимать наказание с радостью, может в этом и была их тайна святости...

Почему многим людям трудно понять Библию?

Нельзя отрицать очевидные сложности, которые возникают у людей при чтении Библии. Существует более чем достаточно фактов и свидетельств чтобы отрицать очевидное.

Человеческие проблемы и вопросы бытия слишком сложны и комплексны, чтобы можно было ответить на них каким-то одним решением. С подобной проблемой мы сталкиваемся и когда читаем Библию. На вопрос "почему трудно понять Библию?", не существует однозначного ответа. Однозначный ответ будет не верным. Проблема этого вопроса многозначная, а не однозначная, и поэтому, поиски панацеи и ясного решения разочаруют.

Несмотря на вышесказанное, я рискну дать короткий ответ на этот вопрос, не пытаясь представить его исчерпывающим, скажу лишь, что считаю его основным и содержащим в себе много других ответов, которые могут быть даны на такой сложный вопрос.

Я полагаю, что нам трудно понять Библию, потому что мы читаем Библию как обычную книгу, а это не обычная книга.

Библеская весть обращена не ко всем людям. Она обращена только к избранным.

Как происходит это избрание? Было ли оно суверенным актом Божиего промысла или основывалось на личных качествах избранников, я предоставляю вам решать самим. Ваш ответ будет зависеть от ваших личных убеждений о свободной воле человека, о предопределении, судьбе и  иных подобных понятиях. Но то, что происходило от вечности, происходит и по сей день: кто-то верит, а кто-то нет, кто-то морально ответственен, другой нет, у кого-то есть духовные способности, а у кого-то их нет. Тем кто имеет и адресована Библия. И тщетными будут все усилия тех, кто не имеет.

С этого места я предполагаю встретить серьёзнейшие возражения со стороны некоторых читателей. И причин для возражений не трудно найти. Христианство сегодня сосредоточено вокруг человека и его нужд, а не вокруг Бога и Его воли. Бога изображают ожидающим терпеливо, даже уважительно, изменения капризов человека. Популярные в наши дни представления о Боге рисуют Его отчаянно и безнадёжно борющимся за то, чтобы безразличные люди приняли Его Сына и Спасителя человечества и наконец-то стали счастливы. И чтобы достичь Своей цели, Всевышний готов практически на все способы, а в особенности на методы рекламной пропаганды, общаясь с людьми, в самой что ни на есть, дружелюбной форме. Такой взгляд на вещи является формой религиозного романтизма, который часто используя лесть и фамильярность по отношению к Богу, тем не менее, умудряется выставить человека в центре представления.

Представление о том, что Библия написана для всех и для каждого, принесла с собой заблуждения и смущение в ряды верующих. Попытки применить идеалы Нагорной Проповеди к невозрождённому человечеству в качестве руководства к жизни есть один из примеров такого заблуждения.

Что означает "принять Христа".

Менза Кристи, церковь встречи Христа с учениками
Менза Кристи, церковь встречи Христа с учениками


Немного в этом мире, к счастью, вопросов жизни и смерти, подобных компасу в море или карте для потерявшихся в пустыне. Игнорировать эти вопросы означает не столько полагаться на случай или ставить ставки на удачу, сколько просто совершить самоубийство. Или быть правым или погибнуть.

Наше отношение ко Христу и есть вопрос жизни и смерти, только на высшем уровне. Наставленный в Библии человек знает как азбуку, что Иисус Христос пришёл в этот мир спасти грешников и что верующие в Него спасены по милости Его, независимо от дел.

Всё это верно, но совершенно очевидно и то, что спасение не приходит автоматически. Как же человек приходит к нему?  Очевидно и то, что не все его обретают. Как построить мост между спасением, объективно предоставленным и спасением, лично пережитым? Как то, что Христос совершил для меня, становится действенным в жизни? На вопрос:"Что мне делать, чтобы спастись?", (Деян. ап.16:30) мы должны дать единственно верный ответ.

На этот вопрос евангельские верующие обычно дают три ответа:

"Верить в Иисуса Христа ";

"Принять Иисуса Христа как в своего Господа и Спасителя";

"Принять Христа".

Два из этих ответов использованы практически дословно из Нового Завета (Деян. ап. 16:31, Ин.1:12). Третий ответ суммирует вышеуказанные. Следовательно, все три несут единую мысль.

Будучи духовно ленными, у нас существует  естественная тенденция прибиваться  к легчайшему решению наших духовных запросов для себя и для других; отсюда и формула: "Принять Христа", которая стала панацеей от всех болезней и для многих - смертельной панацеей.

(продолжение следует...)

Отчёт наблюдателя. (Из книги "Божие и человеческое")

Древние камни Стены Плача в Иерусалиме.
Древние камни Стены Плача в Иерусалиме.

Если бы существовал какой-то наблюдатель свыше, следящий за нашим миром из небесных обителей, обладающий способностью диагноза духовной жизни и болезней Церкви, я уверен, что основным диагнозом её состояния был бы следующий: "Определённые симптомы хронической духовной апатии, низкий уровень морального энтузиазма".

  Это состояние христианской общины делает особенно необычным тот факт, что американцы, по своему национальному характеру, не лишены энтузиазма. В действительности, они имеют совершенно противоположную, общепризнанную репутацию. Гости нашей страны не перестают удивляться силе и энергии, с которой мы атакуем собственные проблемы. Мы живём в горячечной активности, и за чтобы мы не брались, будь-то возведение зданий, прокладка дорог, проведение спортивных состязаний, празднование событий или чествование своих героев, всё это мы делаем с раздутой шумихой. Наши здания будут выше, шоссе шире, соревнования красочней, празднования тщательно спланированными и более дорогими, чем где-либо в мире. Мы разговариваем и водим автомобили быстрее, зарабатываем и тратим больше денег, а также страдаем от высокого кровяного давления более, чем любая другая нация на земле. 

 И только в одной области человеческой деятельности мы медлительны и апатичны -

 в сфере внутренней религиозной жизни. По необъяснимой причине  здесь наш энтузиазм значительно отстаёт. Посетители наших церквей по привычке относятся к вопросу личных взаимоотношений с Богом вяло и в неискренно, что в общем не соответствует нашему национальному характеру и несовместимо с важностью этого вопроса.

 Верно и то, что мы также необычайно активны в религиозной сфере. Баскетбольные турниры между христианскими общинами,  купания в бассейне с последующими религиозными собраниями, отдых на природе с чтением Библии у костра, пикники в воскресных школах, благотворительные вечера и совместные завтраки служителей церкви проводятся в невероятных количествах и в типичной американской манере. 

Но вот когда входим во святилище нашей внутренней религиозной жизни, мы немедленно теряем всякий энтузиазм. И так мы оказываемся в странной и противоречивой ситуации в мире шумной и безудержной религиозной активности, проводящейся без моральной силы и вдохновения. Посещая разные христианские общины, врядли найдёшь верующего с высоким духовным подъёмом. Приток душевных сил приходится искать в историях Нового Завета и житии святых, но не среди современных последователей Христа.

А в сфере экзистенциальной существует альтернативная реальность, достойная и способная пробудить умы, всецело увлечь сердца и сосредоточить всю жизнь вокруг единого целого - и это личность Иисуса Христа. И Он есть тот, о котором говорит евангельская весть и в таком случае, мысль, сосредоточенная на Нём, станет самой возвышенной и ободряющей. И поэтому не сложно понять, почему апостол Павел писал о вине и Святом Духе в одном предложении своего послания. "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь духом". (Ефесянам 5:18). Когда Св. Дух открывает Христа нашему внутреннему взору, это производит освежающий и ободряющий эффект на наши души, подобный тому, который производит алкоголь на наши тела. Исполненный Духом верующий может действительно испытывать сосотояние духовного подъёма, подобное состоянию лёгкого и чистого опьянения. Бог пребывает в состоянии бесконечного энтузиазма. Он радуется добру и любовно обеспокоен злом и неправдой. Он совершает свой труд в сосотоянии святой ревности. Неудивительно, что Св. Дух, в день Пятидесятницы, сошёл на учеников со звуком свистящего ветра и пребыл на челах учеников в виде языков пламени. Совершая это, Он действовал как одна из ипостасей Троицы. Чтобы еще не произошло в момент схождения Духа Святого в день Пятидесятницы, один факт остаётся очевидным даже для стороннего наблюдателя - этот внезапный подъём морального энтузиазма среди учеников. Первые ученики Иисуса горели устойчивым внутренним огнём. Они были увлечены, словно забыв обо всём. 

Данте, в своёмвоображаемом путешествии в ад, встретил погибшие души, вздыхающие, плачущие и беспрестанно блуждающие бесцельно в сумеречье. Проводник Данте, Вергилий, объснил, что это были "жалкие люди", "почти бездушные", которые живя на земле, не имели моральных сил стать добрыми или злыми. Они не заслужили ни наказания, ни похвалы. И с ними были и ангелы, которые не смогли стать ни на сторону Бога, ни на сторону сатаны. Проклятием этой слабой и нерешительной компании было их вечное скитание между адом, презревшем их и небесами, которые не могли воспринять их осквернённое присутствие. Даже имена этих душ не могли быть произнесены ни в аду, ни в раю. "Взгляни и проходи мимо", говорит Виргилий Данте. Не пытался ли Данте выразить, сказанное церкви в Лаодикии: "О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Отк. 3:15-16)

Низкий уровень морального энтузиазма среди нас, верующих, имеет далеко идущие последствия, о которых мы, зачастую, не хотим думать.

ПРИЛЕПИТЬСЯ К НЕМУ. (Из книги "В поисках Бога")

" К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. "
(Псалтирь 62:9)

Богословие христианства учит о предопределении, которое, кратко говоря, означает, что прежде, чем человек отправится на поиски Бога, Он уже искал и нашёл его душу.

Прежде, чем грешник может подумать  в правильном отношении о Боге,  в его сердце должно прийти просвещение, в той несоврешенной форме, в которой этой возможно в этом мире. Тем не менее, эта истинная работа Духа Божиего, производит духовные желания поисков и последуещеей молитвы.

Мы ищем Бога потому и только потому что Он  вложил в нас прежде стремление, порождающее наши поиски.

Иисус сказал: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 
У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне."
(Св. Евангелие от Иоанна 6:44,45)

Этим привлечением, происходящим вначале, Бог отнимает у нас право гордиться собой. Импульс духовных поисков происходит от Него, но результат этого импульса есть наше горячее следование за Ним, всё то время, в которое мы пытаемся найти Его, мы уже в Его руке.

"Десница Твоя поддерживает меня."...

Между поддерживанием и исканиями нет противоречий. Всё исходит от Бога и, как учил Вон-Хугель: "Бог всегда предшествует всему". На практике, однако ( и здесь предшествующий труд Божий встречает ответ), человек должен искать Бога. С нашей стороны должен быть положительна реакция на этот невидимый призыв Бога, завершающаяся в определённом экзистенциальном опыте. (переживании Бога, прим. преводчика)

На эмоциональном языке человеческих чувств, этот опыт  выражен словами из псалма:

"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!"

(Псалтирь 41:2,3)

Это как "бездна призывает бездну" (говоря языком псалмопевца) и ищущее сердце поймёт эту страсть...

Догма об оправдании верой является фундаментальной библейской истиной и осовбождает человека от бесплодных усилий добраться до Бога. Но в нашу эпоху эта истина, эксплуатируется не верно и, фактически препятствует человеку искать лица Божия.  Сама тайна духовного возрождения человека стала механической. Вера  в наши дни может идти рука об руку с аморальной жизнью и не бросать вызов плотским амбициям. Сегодня можно "принять Христа в своё сердце" без особых усилий и страстной любви к Нему.  Верующий становится "спасённым", но он не алчет и не жаждет Бога. В действительности  его даже научили довольствоваться своим духовным сосотоянием и радоваться малому. Современный учёный потерял Бога среди открытий науки, но христиане сегодня в опасности потерять Бога среди откровений слова Божия. Мы практически забыли, что Бог есть личность и нужно относиться к нему как к личности, а не как к отвлечённой идее. Существенной необходимостью каждой личности является потребность познавать другие личности. Но полное познание другой личности не может произойти одновременно. Оно представляет собой длительный и сложный процесс. Только в результате медленных, постепенных взаимоотношений, основанных на любви, открывается полнота возможностей обеих личностей. 

Любые социальные взаимоотношения между людьми являются также действиями между личностями, возрастая постепенно от случайных столкновений до наивысшего интимного общения, на которое только способна душа человеческая.

(продолжение следует....)

Из книги "Духовная брань".

Существует определенный дуализм в этом мире, который является основной причиной гонений на верующих со времен Каина и Авеля. 

Есть два духа на земле: Дух Божий и дух сатаны и они находятся в извечной вражде. Кажущейся причной религиозной ненависти может быть что угодно, но ее истинным корнем всегда остается вражда сатаны,  которую он испытывает к Богу и его царству, со дней своего бесславного падения. Он сгорает от желания неограниченной власти над родом человеческим, и там где этому желанию противостоит Дух Божий, сатана неизменно и жестоко мстит. Мир возненавидел Иисуса безо всякой причины. Несмотря на фантастические обвинения, выдвинутые против него, современники Иисуса не нашли ничего ни в его учении, ни в поступках, что могло бы возбудить в них такой необузданный гнев,  так часто испытываемый ими по отношении к нему. Они ненавидели Иисуса не за то чему он учил и как поступал, но за то, кем он был. 

Возможно, при помощи искупительной силы Божией, и нам войти в такой близкий союз со Христом, что в результате мир будет инстинктивно относиться к нам так, как относился к нему, во время его земной жизни. 

 Огромным упреком для нас должно быть то, что реакция, которую мы вызываем в окружающих нас массах неверующих людей, является, в лучшем случае скукой. Они встречают нас с улыбкой терпимости или совершенно игнорируют и эта реакция является характерным примером. Ночи напролет нужно плакать и молиться, чтобы исследовать свое внутреннее состояние. 

Дух Божий, живущий в нас, навлечет на нас сатанинский огонь. Светские люди мало заботятся о том, во что мы верим и о наших религиозных деноминациях. Есть только одно, что не останется незамеченным ими - это присутствие Духа Святого в наши сердцах. Они могут не знать откуда возьмется это сильнейшее чувство антогонизма, растущее в них, но оно будет обладать страшной силой и реальностью. Сатана никогда не перестанет воевать против Мужа-ребенка и душа, в которой живет дух Христов будет оставаться мишенью его атак.

Деньги - вопрос, требующий дополнительного изучения.

Действительно, этот ворос нуждается в дополнительном изучении в свете Священного Писания и молитвы. Необходимо привести его в соответствие с учением Христа. 

Если Новый Завет, как мы утверждаем, является нашей моделью для подражания, то нам действительно необходимо обратить внимание на финансовые практики в среде евангельских общин. Сейчас я говорю не о том как распоряжается и каким образом зарабатывает деньги рядовой христианин, а о том, какое место они занимают в мыслях и практике христианских общин и организаций. 

Христианская истина лежит не только в букве, но более в духе Новозаветнего учения. Земная жизнь нашего Господа является такой же назидательной, как и его слова. Как он поступал в определенные моменты жизни, как чувствовал, его симпатии и антипатии могут сказать нам не меньше, чем его поучения, обращенные к людям. 

(продолжение следует...)

Из книги "Познание Святого".

Образ, который приходит в наше сознание, когда мы думаем о Боге, является важнейшим критерием  нашей собственной сущности.

История человечества как нельзя лучше демонстрирует, что никакой народ не может подняться духовно выше рамок своей религии и никакая религия не может подняться выше её собственных представлений о Боге. 

Поэтому важнейшим вопросом Церкви является Сам Бог,  а наиболее критическим  фактором в оценке человека является не то, что он в определенный момент может сказать или сделать, но то как он, глубоко внутри своей личности, представляет себе Бога.  Существует определенная тенденция у нас, по каким-то неведомым внутренним законам, следовать за нашими представлениями о Боге. И это справедливо не только по отношению к отдельной личности, но и к группе людей, которые объединены в церковь. Всегда самой откровенным выражением той или иной церкви является ее совокупное представление о Боге.  Также как самой важной вестью церкви является то, что она возвещает о Боге или оставляет несказанным, так молчание может быть более эффективным, чем тысячи слов. Церковь никогда не сможет существовать без того, чтобы не открыть свои представления о Боге окружающим.

Если бы мы могли получить от человека полноценный ответ на вопрос:

"Что приходит вам на ум, когда вы думаете о Боге?", мы с полной уверенностью смогли бы предсказать духовное будущее такого человека. 

Если бы мы могли узнать наверняка, что наши наиболее влиятельные религиозные лидеры на самом деле думают о Боге сегодня, мы смогли с большой вероятностью предсказать, где будет находиться в будущем Церковь. 

Несомненно, глубочайшей мыслью человеческог разума является  мысль о Боге, и самым весомым словом любого языка является слово Бог. Мышление и речь являются божественными дарами человеку, созданному по Его образу и подобию.  Мышление и речь глубоко связаны с  Ним и невозможны без Его участия. Не даром первым словом было Слово: "И Слово было у Бога и Слово было Бог". Мы способны говорить, потому что Бог говорит.  В Нем Слово и мысль (идея) неразделимы. 

Очень важным фактом для нас является то, чтобы наши представления (идеи) о Боге были, насколько это возможно, близки к Его истинной сущности. Наши доктрины и вероучения имеют меньшее значение в сравнении с нашими истинными мыслями о Нем. Наши истинные представления о Боге могут покоиться глубоко в подсознании, под ворохом религиозных учений наших деноминаций.

(продолжение следует...)