Многие аспекты жизни Иоанна Крестителя, известные нам из Евангелий, такие как его аскетизм, безбрачие и пророческое служение, находят аналогии с образом жизни и религиозными убеждениями ессеев.
Особый интерес вызывает географическая близость мест деятельности Иоанна Крестителя и ессеев.
Евангелие от Матфея рассказывает:
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Мф. 3:1, Синодальный перевод).
Пустыня Иудейская — это географический регион, который в наше время называют Иудейской пустыней. Она расположена к востоку от Иудейских гор, к востоку от Иерусалима, и спускается к берегам Мертвого моря. Именно в этом районе, в 2-5 км к западу от Мертвого моря, была обнаружены руины кумранской общины. Его географическое местоположение совпадает с тем, где историки Плиний Старший и Иосиф Флавий помещают ессеев в своих описаниях.
Является ли это лишь случайным совпадением?
Далее Евангелие от Матфея сообщает, что
«выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иордана, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6).
Эти слова подразумевают, что служение Иоанна происходило ближе к дельте реки Иордан в районе Мертвого моря. Местоположение Кумранской общины находилось менее чем в полудневном пешем пути от реки Иордан.
Традиционное место крещения Иисуса Иоанном также считается местом, где Иисус Навин располагался с израильтянами перед переходом через реку Иордан. Это же место связывают с вознесением пророка Илии на небо.
Был ли внешний вид Иоанна намеренно подобен образу Илии? Разве не носил Иоанн ту же «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (4 Цар. 1:8)? Был ли он, в каком-то смысле реинкарнацией пророка, которого ожидал Израиль? Сам Иоанн отвечал: «Нет» (Ин. 1:21). Однако Иисус позже сказал о нем: «Он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
Было ли крещение как символ очищения от грехов исключительно идеей Иоанна и впоследствии христианской церкви? Обратимся к верованиям кумранской общины:
«Через праведность и смирение грех его может быть искуплен, и, покоряясь Божьим законам, плоть его становится чистой. Только так он может принять очищающие воды и быть омытым потоком
очищения» (1QS 3:8-10).
Эти слова идеально совпадают с учением Иоанна:
«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8) и «Я крещу вас в воде для покаяния» (Мф. 3:11).
Иосиф Флавий также подтверждает служение и крещение Иоанна:
«Он (Иоанн) был добродетельным человеком и побуждал иудеев стремиться к добродетели, как в справедливости друг к другу, так и в благоговении перед Богом, а затем соединиться в омовении.
Однако омовение, по его мнению, не прощало грехов, но являлось освящением тела, если душа уже была очищена праведными делами» (Иудейские древности, 18.5.2 116-119).
Уникальна также связь ессеев и авторов Евангелий с пророчествами Исаии. Более 90% из 260 глав Нового Завета цитируют Исайю. Ключевое место как для ессеев, так и для Иоанна — это Исайя 40:3:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в пустыне стезю Богу нашему».
Иоанн отождествляет своё служение с этими словами:
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господень, как сказал пророк Исайя» (Ин. 1:23).
Поразительно, но члены кумранской общины верили почти в то же самое. В их уставе говорится, что они должны уйти в пустыню, чтобы там «приготовить путь истины, как написано: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стезю Богу нашему» (1QS 8:12-14).