Календарь библейских праздников

В древнем Израиле ессеи представляли собой общину, жившую в добровольной изоляции. Историки первого века, такие как Иосиф Флавий и Филон Александрийский, оставили описания их уникальных обычаев.

Традиции ессеев заметно отличались от других иудейских традиций, в особенности касательно праздников, ессеи использовали  другой календарь.

Открытие свитков Кумрана подтвердило существование двух иудейских календарей для праздников, что пролило новый свет на события Страстной недели. В настоящее время считается, что в евангельский период в Израиле использовались два календаря.

 

В то время существовал календарь, основанный на лунных циклах, который активно использовался в Иерусалимском храме. Начало каждого нового месяца отмечалось наблюдением новолуния, подтверждённым двумя свидетелями перед Синедрионом. Этот календарь определял даты всех праздников и играл ключевую роль в религиозной жизни. Даже сегодня лунная основа остаётся важной частью еврейского календаря, хотя его расчёты теперь выполняются заранее и не требуют непосредственного наблюдения. Такие праздники, как Пасха (Песах) и Праздник Кущей (Суккот), неизменно совпадают с определёнными фазами луны, особенно с полнолунием. Названия месяцев, такие как Нисан, Тишрей, Тевет и Адар, пришли из вавилонской традиции.

Ессеи, однако, отвергли лунный календарь, что стало одной из причин разделения между различными религиозными группами в иудаизме. В то время как саддукеи и фарисеи придерживались лунного календаря, ессеи следовали солнечному, считая его более древним и истинным. Этот солнечный календарь включал 364 дня, разбитых на ровно 52 недели, отражая строгий порядок и гармонию природы.

 

Согласно этому календарю, первый месяц года, Нисан — всегда начинался в среду. На пятнадцатый день Нисана, который также выпадал на среду, начинался праздник Пасхи. Среда, являясь четвёртым днём творения, отмечена в книге Бытия (1:14) как день, когда Бог создал солнце и луну для обозначения времён года. Праздник Кущей, согласно этому календарю, также начинался в среду. Воскресенье же было первым днём творения, когда Всевышний создал свет. Ессеи, именовавшие себя «Сынами Света», через семь дней празднования праздника Опресноков отмечали День потрясания снопа. После этого начинался отсчёт Омера, который завершался через семь недель, на пятидесятый день, праздником  Недель (Шавуот), известным в христианстве как Пятидесятница. Ещё через пятьдесят дней они отмечали праздник вина, а затем, через пятьдесят дней — праздник масла. Все эти торжества приходились на первый день недели — воскресенье.

В Евангелиях существует несколько описаний празднования Пасхи Иисусом и его учениками. Согласно синоптическим Евангелиям (от Марка, Матфея и Луки), они праздновали Пасху в ночь перед арестом Учителя. Однако Евангелие от Иоанна повествует о том, что Тайная Вечеря состоялась в ночь, предшествующую началу Пасхи. Иоанн пишет, что священники, приведшие Иисуса в Преторию, не вошли во дворы, чтобы избежать осквернения, так как им предстояло вкушать пасхального агнца в пятницу вечером, согласно храмовому календарю (Ин. 18:28): «Но сами они не вошли в Преторию, чтобы не оскверниться, а чтобы можно было есть Пасху».

Согласно общепринятому мнению Иисус был распят в 30 году нашей эры. Согласно подсчётам, в этом году Пасха по солнечному календарю пришлась на среду, а по лунному календарю — на субботу, которая начиналась в пятницу вечером.

 

Христианская традиция указывает на Западный холм древнего Иерусалима, известный среди христиан как гора Сион, как место проведения Тайной Вечери Иисуса с его учениками. ( См. статью "Сионская Горница (Тайной Вечери"))

Археологические раскопки XX века, включая обнаружение Ессейских ворот, упомянутых Иосифом Флавием (Иосиф Флавий, "Иудейская война", 4.120), а также руин массивных построек с ритуальными купелями, предназначенными для омовения большого числа людей, позволяют предположить, что в этом районе находился квартал, принадлежащий ессеям.

 

Интересно отметить, что в книге Деяний Апостолов (6:7) говорится:

«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере».

Однако автор не упоминает их как саддукеев. Возможно, речь идёт о тех самых священниках-диссидентах из числа ессеев? (см. статью "Мировозрение Кумранской общины")