Когда четырёхлетнего Моцарта спросили, как он сочиняет музыку, он ответил: «Я просто соединяю маленькие ноты, которые нравятся друг другу». Именно это сделал и я. Мысли и истории, собранные по их сродству, оказались на бумаге.
Эта книга — не выражение человеческих мыслей и чувств. Мне чужды скучные, пусть даже вдохновенные проповеди, в которых священники излагают собственные мнения и убеждения. Так же, как и избирательные кампании, где звучат хорошие или плохие суждения, но лишь человеческие, пристрастные. Я бы предпочёл, чтобы никто не открывал рта, пока не постиг объективную истину.
В древние времена среди евреев жили люди, называвшие себя пророками. Когда они говорили или писали, их слова начинались с утверждения: "Так говорит Господь!". Я пишу эту книгу с полной уверенностью, что я лишь глас. Через меня Сам Всевышний обращается к вам.
Многие, вероятно, посмеются над этим заявлением, едва открыв книгу. Что ж, я люблю, когда люди смеются, пусть даже и надо мной. Смех полезен — врачи рекомендуют. В этом мире так мало поводов для веселья, так почему бы не найти его хотя бы в моих словах?
Считайте меня безумцем, если хотите, но я верю: через эту книгу Бог говорит с вами.
В повседневной жизни мы обязаны следовать грамматическим правилам. Чтобы спрягать глаголы, мы используем личные местоимения. Мы должны различать своё от чужого: мой дом, моя книга, моя жена — или жена, принадлежащая другому. Но оставьте, прошу вас, притяжательные местоимения в рамках грамматики и не пытайтесь применять их в религиозной жизни.
Когда Иисус Христос встретил Савла на пути в Дамаск, Он сказал: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?" Савл мог бы совершенно искренне ответить: "Я никогда не гнал Тебя. Я преследовал Твоих учеников." Но Иисус, будучи по природе Своей Вездесущим, не разделяет Себя и Своих последователей. Он воспринимает боль каждого ученика как Свою собственную. Он чувствует Себя гонимым, когда кто-то из Его людей страдает, плачет с каждым плачущим и радуется с каждым радующимся.
В день суда Иисус скажет злым: "Я был голоден, болен, и в темнице, но вы не посетили Меня." И объяснит, что страдания Его меньших братьев были Его собственными страданиями.
Господь Иисус — наш пример и руководитель в духовной жизни. Но даже Он, возможно, не смог бы сдать экзамен по грамматике, ведь часто заменяет местоимения "Я" и "Он". Суть христианской веры — в любви, которая опьяняет. А в состоянии опьянения легко спутать предметы и людей, различия между "я", "ты" и "он" исчезают.
Если я охвачен любовью к Богу, Он говорит через меня. Когда две тысячи лет назад Иисус сказал: "Я есть истина," эти слова со временем превратили в нечто отстранённое: "Он есть истина." Но Христос сказал именно "Я". Если вы превращаете это "Я" в "Он", пусть даже с заглавной буквы, вы всё ещё далеки от понимания главного. Истина не где-то вовне; она внутри, в живом общении с Богом.
В повседневной жизни мы не можем обойтись без грамматических правил: чтобы спрягать глаголы, мы используем личные местоимения. Нам важно различать, что принадлежит нам, а что другим: мой дом, моя книга, моя жена — или жена, принадлежащая другому. Но оставьте, пожалуйста, притяжательные местоимения в рамках грамматики и не применяйте их к религиозной жизни.
Когда Иисус Христос встретил Савла на пути в Дамаск, Он сказал: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?" Савл мог бы искренне ответить: "Я никогда не гнал Тебя. Я гнал Твоих учеников." Но Иисус, будучи Вездесущим, не отделяет Себя от Своих учеников. Он чувствует, что Его Самого преследуют, когда страдает хоть один из Его последователей. Он плачет с каждым плачущим, радуется с каждым радующимся.
Иисус говорит, что в день суда злые услышат упрёк: "Я был голоден, болен и в темнице, но вы не посетили Меня." И объясняет: когда страдали Его меньшие братья, это были и Его страдания.
Господь Иисус — наш духовный путеводитель. Но возможно, даже Он не прошёл бы школьный экзамен по грамматике, ведь часто заменяет местоимения "Я" и "Он". Суть христианской веры заключается не в строгом соблюдении форм, а в любви, которая опьяняет.
Любовь подобна вину: она разрушает границы между "я", "ты" и "он". Если я опьянён Божьей любовью, тогда Он говорит через меня. Две тысячи лет назад Иисус сказал: "Я есть истина." Но за эти две тысячи лет Его слова искажали, трактуя так, будто Он говорил: "Он есть истина." Но Христос не говорил этого. Он сказал: "Я есть истина."
Если вы превращаете "Я" в "Он", пусть даже с заглавной буквы, вы всё ещё далеки от понимания главного. Истина не где-то там, вне нас. Истина — это живое общение, внутренняя связь с Богом.
Что может рассказать вам Иисус, то есть Бог, воплотившийся в плотнике, жившем две тысячи лет назад в Палестине, о современной технике, социализме, демократии, военной диктатуре? Что Он мог бы сказать о том, какую философию выбрать — Тейяра де Шардена или теорию относительности Эйнштейна? Стоит ли быть модернистом или фундаменталистом? Или даже о том, за кого лучше выйти замуж — за Джорджа или за Стива? Мог ли Он давать практические советы?
Иисус никогда не стремился быть "Им" — далёким, отстранённым объектом поклонения. Чтобы остаться истиной навсегда, Он должен быть "Я". "Я есть истина", а не "Он есть истина". Если я хочу обладать истиной и быть ею, Иисус должен стать "Я" для меня. Это не значит, что Он заменяет моё "я". Он и есть моё истинное "я".
Мартин Лютер говорил: "Христианин есть Христос." Это глубокая истина, даже если мы ещё не до конца осознаём её. Когда глаза мои открываются, я, подобно Павлу, могу сказать: "Уже не я живу, но Христос живёт во мне." И тогда я обретаю уверенность в своих мыслях. В этот момент я могу писать, веря, что Бог говорит через меня.
Мужи Божии всегда мыслили именно так. Лютер утверждал: "Необходимо различать меня самого и моё призвание. Я почитаю себя ничтожным, но моё призвание неприкосновенно. Никто не должен превозносить свою личность, но каждый обязан возвеличивать своё призвание во славу Божию. Более того, служитель Божий не должен ничего доказывать — его слова следует принимать как слова Божии."
Быть христианином — значит уподобляться Христу. Но в каком смысле? Ведь не каждый из нас иудей, плотник или мужчина. Уподобление Христу — это не подражание в земных деталях. Оно заключается в обретении той уверенности, которая была у Него. Христос жил, зная истину и будучи ею, полностью убеждённый в правоте Своего пути. Именно это уподобление и делает нас христианами.
В Его времена, как и сегодня, существовали сотни религий. Только в Галилее бок о бок жили различные народы, исповедующие каждый свою собственную религию. Он никогда не избирал чьей-то религии. Вместо этого, Он был уверен в правоте Своей веры. Палестина тех времён была разделена на множество различных групп: зелоты, иродиане, ессеи. Иисус не примкнул ни к одной из них. Когда Он говорил о земном, остальные должны были согласиться с Ним. Он же никогда не принимал того, чему учили другие. Он знал, что являлся воплощением истины.
Быть христианином означает быть подобным Христу, то есть человеком без сомнений в истинности своей веры. Быть человеком, знающим, что Христос не есть "Он". Когда такой человек говорит, Христос говорит через него. Воплощая реальности духовной жизни в слова, я буду вынужден использовать личные местоимения, но мои слова будут прозрачными. Через них вы должны постичь реальность: это Господь обращается к вам, говоря: "Прийди ко Мне!" И вы должны прийти к Нему, стараясь, чтобы "Он" не оставался лишь "Им" для вас.
Хочу ещё раз объяснить свою мысль. Я не призываю вас прийти к Нему. Слово говорит: "Прийди ко Мне!"
Бог называет человека глупцом. (Луки 12:16-20). Он думал только о земных богатствах. Совершенно не трудно увидеть в нём глупца. В трёх стихах Библии он использует слова "я" и "моё" девять раз, не зная, что это "я" умрёт в ту самую ночь, а "моё" перейдёт в распоряжение других. Мы вернёмся к этой идее позже. Прийти к Богу означает прийти к самому себе, к своей настоящей сущности, к Тому, чей образ и подобие вы несёте в себе, к настоящему истинному "Я". Иисус сказал Св. Катерине Сиенской: "Я есмь, а ты - нет."
В моей церкви в Бухаресте был русский прихожанин. Он не знал румынского языка. На этом языке проходили все наши служения. Но он никогда не пропускал ни одного собрания. Во время служения он обычно читал свой Новый Завет на русском языке. Я чувствовал себя ответственным за этого человека. Однажды я обратился к нему, сказав: "Послушай. Я ведь твой пастор и хотел бы знать, насколько ты понимаешь то, что написано в этой книге. Выбери какой-нибудь отрывок на свой вкус и объясни мне его значение." Он прочёл мне 1-ю главу 1-го послания к Коринфянам и объяснил: "Апостол пишет, что Павел насадил церковь, а Апполос поливал, но Бог её умножил. А значит, ни Павел, ни Апполос не значат ничего, а только Бог. Итак, если ни Павел, ни Апполос ничего не значат, то чего же стоишь ты, брат мой?"
Я обнял его и поздравил за лучшее, чем у меня самого, знание Писания.
Иисус говорит: "Прийдите ко Мне". Примите это призвание. Не имейте сердце изо льда, которое твердо как полы в той темнице, на полу которой Иисус, наверное, лежал, после ареста в Гефсимании. Иисус говорит: "Прийдите ко Мне", а не только на помпезные церковные служения. Великий инквизитор у Достоевского говорит Иисусу: " Мы улучшили твое служение". И Иисус в своем смирении благодарен этому. Он обещал нам, что мы будем делать дела даже большие, чем его. Но Он желает, чтобы вы пришли к Нему, только к Нему. Христианство очень изменилось за последние столетия. Христианство во времена Иисуса было другим, чем христианство первой церкви в Иерусалиме, которое, в свою очередь, отличалось от первых христианских церквей в языческом мире. Официальная церковь времён императора Константина Великого была тоже другой. Затем церковь изменилась в средние века, во времена Реформации, во времена рационализма и во времена пиетистов, модернистов, затем была подпольная церковь и контролируемая государством и наконец появилось современное харизматическое движение в свободном мире. Ориген считал христианство частью духовного движения, подготавливающего человечество для ещё более высоких целей. Высшие формы христианства ещё могут возникнуть в будущем. Все они - движущая сила Христа, который не изменяется и продолжает призывать: "Приди ко Мне". Должен ли я прийти к Нему? В Евангелии от Луки (24:5) написано, что Иисус оставил своих учеников. Это является определённым и абсолютным фактом, истиной, действительной для всей нашей земной жизни, но и обратная сторона этой истины не является ошибочной. Её можно назвать противоположной истиной. Всё, находящееся в этом мире имеет двойственную природу, тем более наши взаимоотношения со Христом. Истиной является то, что Иисус оставил род людской и также истинно то, что Он стал внутренним "Я" человека. Вы ищете Иисуса? Тогда первым условием для того, чтобы найти Его будет исполнить то, что Он сказал римским солдатам перед арестом: "итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут", "(Ин.18:8) Когда первосвященник спросил Иисуса о его учении, Он сказал: "Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил". (Ин.18:21) К счастью эта дискуссия была прервана пощёчиной, которую Он получил от воина, стоящего рядом. Иначе Он получил-бы страшный удар от самого первосвященника, который мог-бы ответить: "Кого из тех, кто слышал тебя я могу спросить о твоём учении? Один из них предал тебя нам, и, как ты догадался, он не самым лучшим образом отзывался о тебе. Другой твой ученик сейчас на моём дворе и он говорит, что ты - обыкновенный человек и он не знает тебя. Остальные твои ученики разбежались. Люди, слышавшие тебя, сейчас ожидают, чтобы свидетельствовать: "Этот человек сказал, что хочет разрушить храм", - не очень привлекательная сторона твоего учения. Ты учил тысячи людей. И они ничего не поняли. Завтра они будут кричать: "Распни его!" Иоанн, твой любимец, здесь, но он безгласен. Ты единственный, кто может расказать о своём учении. А если ты откажешься, мы продолжим и без того". Ситуация не намного изменилась с тех пор. Если вы желаете узнать об учении Христа, позвольте его ученикам идти своим путём. Моей первой рекомендацией является следущее: позвольте каждому человеку в этом мире идти своим путём. Позвольте всем церквам мира и тем, кто их представляет идти своим путём, верным или не верным, а вы, отвечающий только за свою душу, - прийдите к Иисусу. Прийдите настолько близко к Нему, чтобы стать единым с Ним. Когда первые христиане встречались в катакомбах, они использовали в своих проповедях следующую иллюстрацию: юноша безумно любил девушку. В один из дней он не смог уже дальше ждать. Он постучал в её дверь посреди ночи, умоляя её открыть. Она спросила: "Кто это?" "Это я", - отвечал он. Её ответом было: "Моя комната слишком мала для двоих, в ней есть место лишь для одного. Уходи." Он бродил и скитался по миру, чтобы забыть свою боль. Он не мог понять почему она отвергла его. Он знал, что она тоже любила его. Наконец, после многих лет, к нему вдруг пришло озарение. Поздно ночью, он вернулся к дому возлюбленной и вновь постучался в дверь. На вопрос "кто это?" на этот раз он ответил: "Это ты"... Дверь открылась, девушка обняла его и сказала: "Я очень долго ждала".... В каком измерении находится Бог? Он говорит с Моисеем между двумя шестами ковчега, в которых евреи носили десять заповедей, данные им на горе Синай. Небо - это самое тесное место во вселенной. Там есть место лишь для одного. Только те войдут на небеса, которые сольются в одно с Ним. Шекспир говорит в "Фениксе и черепахе": "И числа все в любви погибли." Любовь не может сосуществовать с множественностью. Те, кто любят, всегда становятся едиными сердцем и душою. Муж и жена едины. Христос и Бог едины. И также верная душа со Христом. В любви различия между "я" и "он" невозможны. Царь Соломон говорит в своей песни: "Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа,но единственная--она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей." (П.песней 6:8-9) Прежде чем мы продолжим, позольте мне повторить своё предупреждение: Бог говорит с вами с этих страниц. Не принимая Иисуса, вы совершите духовное самоубийство. Жил человек, у которого всю жизнь было много бед и напастей. Однажды ночью, он метался в постели, не силах заснуть. Он просил Бога показать ему невидимого врага, разрушающего его жизнь. За занавесью он увидел этого врага - себя самого! Вы - враг самому себе, когда отвергаете Христа. Мы подобны шелкопряду, ткущему свой собственный кокон. Каким мы построим дом своего собственного будущего? В румынском городе Лугой, директор тюремного учреждения получил письмо с приказом аррестовать своего заместителя, лейтенанта. Он вызвал лейтенанта в свой кабинет и сообщил ему: "Сегодня к нам прибывает новый политический заключённый, Приготовь для него камеру." Лейтенант выбрал наихудшую камеру из бывших в его распоряжении. Все камеры в этом учреждении были в плохом состоянии, но в некоторых было немного больше света, некоторые были совершенно сырыми, а другие в лучшем состоянии. Затем он пришёл к директору тюрьмы и сообщил, что приказ выполнен наилучшим образом. Но директор пожелал сам увидеть эту камеру. Когда он пришёл, то поразился ужасному состоянию помещения: "Лейтенант! Вы не могли подобрать камеру получше?" "Вы слишком мягкосердечны", - возразил лейтенант, - "эта камера как-раз подойдёт для преступника!". "Вот и прекрасно! Ты - этот преступник", - ответил директор и лейтенанта втолкнули в камеру. Мы все выбираем свою будущую обитель, отвергая или принимая Христа. Те, кто отвергают Его, будут страдать в аду. И это страшное место. Я знаю. В своём духе я находился там часто, потому что ад не окружён безразличием, но любовью христиан. В евангелии от Луки рассказывается о том, что те, которые пребывают на небесах так любят тех, кто в аду, что готовы перейти из рая в ад, только лишь бы помочь им. Но это невозможно. Ад - это страшное место. Как страшно остаться там навечно. Святая Екатерина из Сиены однажды увидела дьявола и написала, что чем ещё раз увидеть такое чудовище, она бы предпочла всю свою жизнь ходить по горящим углям. И дьяволы будут истязать неверных. Святой Анселм говорит, что люди будут крепко связаны в аду так, что они даже не смогут пошевелить пальцем, чтобы убрать червей, разъедающих их глаза. Лучше принять Иисуса в свою жизнь! Иисус говорит о судном дне. Я опишу вам его. Бог воссядет на белом троне, за занавесью, а перед Ним те, которых Он будет судить. Бог поднимет Свою правую руку и при этом знаке, существа невыразимой, неописуемой красоты предстанут перед теми, кто будет осужден. И тогда злые спросят Бога: "Кто эти дивные творения перед нами?" А Бог ответит: "Это то, кем стали-бы вы, если бы приняли Иисуса." И в отчаянии от того, что они потеряли, злые души исчезнут в аду, не способные вынести чувства утраты. Вы никогда не исполните своего предназначения, если не прийдёте к Иисусу. Бог призывает вас через меня. А есть ещё некто, кто призывает вас. Это ваше настоящее "я". В притче, Иисус рассказывает о блудном сыне, который раньше времени, взял своё наследство и ушёл в дальнюю страну, где промотал всё, что было у него. Потом голод пришёл в ту страну. Не имея ничего за душой, он стал свинопасом и мечтал насытиться отбросами, которые давали свиньям. Наконец герой этой притчи, как говорится в Евангелии: "пришёл в себя" и решил вернуться к отцу. Он "пришёл в себя", - какое подходящее определение! Где же он был до того? Он был, как говорится, - вне себя. Он не упражнял свой разум и не был ведом лучшими импульсами своего сердца. Как обезьяна, он следовал путями других. Как попугай он повторял их глупости. Большинство людей лучше умрут, чем будут думать самостоятельно. Когда блудный сын пришёл в себя, к своему истинному "я", он безоговорочно вернулся к истине и своему отцу. В этой притче отец представляет Бога. Это не правда, что вы прекарасно обходились без Иисуса до сих пор. Это просто ваше истинное «я», великолепное творение, созданное по образу Божьему, не было с вами. Вы принадлежите Иисусу. Вы просто не знали об этом до сих пор. Сын Божий был всё это время с вами и желал открыться вам, но вы были в дальней стране. (Гал.1:16) Через меня ваша истинная личность обращается к вам. Сейчас я - ваша совесть и ваша истинная личность. Я люблю вашу душу больше, чем вы её любите сами. Вы представляете из себя смесь из различных предубеждений и суеверий, собранных по крохе, откуда угодно. Актёр может в один день сыграть Отелло, а на следующий день - Гамлета, но это не делает его ни принцем Дании, ни ревнивым мавром. Он всего лишь актёр и всегда остаётся самим собой. До сих пор вы играли роли атеиста, агностика, революционера наркомана, грабителя, сексуального маньяка, искателя приключений, члена церкви и многие другие. Но ваше истинное "я" эти роли не могли удовлетворить. И теперь ваша истинная суть говорит с вами через меня. Лютер, великий учитель христианства, различал между непосредственной верой и верой, познавшей свою суть. Когда кто-то утверждает: «я верую» или «я не верую», то он лишь выражает своё собственное мнение о процессе веры. Его представление о себе самом может быть настолько же неверным, насколько оно неверно по отношению к окружающим. Кто-то может считать себя совершенно здоровым, в то время как рак поедает его организм. А другой считает себя больным, когда его болезни живут лишь в его воображении. Ваше неверие тоже может быть только воображаемым. Вы можете не иметь веры, о которой богословы говорят как о вере сознательной (fides conscia), осознающей собственное существование. Но таким же образом, вы можете и не подозревать о существовании у вас веры непосредственной, (fides directa), веры, живущей в вас неосознанно. Младенец существует, не осознавая своего существования, но любящая его мать знает и о том, что он существует и о его нуждах. Подобным же образом и вы не подозреваете о том, что происходит в глубинах вашего сознания, в то время как ваша истинная сущность ожидает вас извне. Я исполняю роль вашего "я". Я - ваше сознание. Читая эти строки, вы поймёте, насколько прав был Платон, говоря, что познание есть припоминание. Я не скажу вам сейчас ничего нового. Вы узнаете в моих словах тот свет, который озарил вас, когда вы впервые вошли в этот мир. Позже, как блудный сын, вы отдалились от самого себя. А теперь я призываю вас прийти в себя. Когда вы вернётесь, ваша вера станет осмысленной и осознанной. И Сын Божий откроется вам. И ваше возвращение к себе будет тождественным приходу ко Христу. Вы всё ещё колеблетесь? Вы утверждаете, что религия не имеет смысла? Я полностью согласен с вами. Только вопрос в том, сколько смысла в нашей осмысленности?Стены определяют размеры комнаты. Только пустое пространство внутри комнат определяет её размеры. Тоже самое относится и к пустоте внутри стакана. Мы живём в пустом пространстве. Разве для ходьбы нужны лишь стопы? Ноге необходимы другие части тела, кажущиеся бессмысленными для процесса ходьбы: сердце, лёгкие, позвоночник, закон притяжения, атомная и химическая структура земли, и сама дорога. Да, религия бессмысленна. Вы сможете прожить и без неё, так же как вы сможете прожить и без искусства, книг, литературы, без брюк, свежего воздуха, солнечного света, без любви. Но такое существование не заслуживает названия "жизнь". Эти неуместные и бессмысленные понятия делают жизнь красивой и полной смысла. Вы спрашиваете, что Иисус может дать вам. Но почему кто-то должен быть обязательно полезным вам, чтобы вы его любили? К чему эта постоянная гонка только за тем, что приносит пользу? Люди следовали за Иисусом когда Он предсказывал Свою смерть и воскресенье, задолго до того, как Он пообещал вечную жизнь, тем кто пойдёт за Ним. Мария Магдалена любила Его и отёрла Его ноги своим волосами, не имея никакого представления о том, что сможет получить от Него прощение грехов и место в вечных обителях. Поступайте так же. Пробудитесь ото сна! Не оставайтесь вечно в сфере того, что имеет смысл! Жизнь изменилась за последние пятьдесят лет больше, чем за последние пять тысяч. Кто-то интересуется квазарами и новами нашей Вселенной, другие - mesons and quarks, а иные - генами. Не занимайте себя только тривиальными вопросами, которые могут принести сиюминутные блага. Ищите истинную реальность. Ищите объяснение целому. Ищите Бога. Если вы это сделаете, миллионы вопросов возникнут у вас в голове. Эти вопросы настоящий учитель во Христе игнорирует. Учитель от Бога не учит тому, что ученик избирает, но тому, что считает необходимым для духовного роста ученика. В духовной жизни не требуется знать ответы на бесчисленные религиозные вопросы, но быть тем, кого Иисус называет "нищими в духе". Душа должна стать спокойной как море, отражающем красоту неба. Истинный учитель не отвечает на вопросы. И я не смогу дать вам ответы на многие вопросы. Лучшее из того, что может сделать учитель - это обезличить себя, уйти в тень, не превращаться в воплощение слова Божия, а лишь гласом, через который Небесный Учитель будет говорить, что Он пожелает… Когда Александр Великий спросил Диогена, что он может для того сделать, философ попросил его просто не загораживать собой солнце. Вот что душа, алчущая Бога, должна отвечать богословам. И целью этой книги является не рассказать вам об Иисусе, но позволить Ему явить Себя вам. Тот, который явился в беззвестном хлеву, кто явился в написанном слове, сейчас смирил Себя ещё более. Он использовал голос грешника, чтобы привлечь ваше внимание к шёпоту своего внутреннего голоса, голоса вашей истинной личности. Есть люди призывающие сражаться с коммунизмом, либо с капитализмом, с исламом. Предположим, одна из этих битв завершится победой. Что это изменит? Нацизм был победоносно разбит. Стал ли мир лучше в последствии? Найдутся и люди, которые скажут, что не нужно сражаться ни с коммунизмом, ни с исламом, а нужно жить в мире с ними. Какой мир может быть достигнут между теми, кто ненавидит друг друга? Мир это не отсутствие войны, а наличие любви. Будут и такие, которые призовут вообще не заботиться о коммунизме, исламе или капитализме. Если же я не буду заботиться о наиважнейших проблемах человечества, то для чего мне вообще был дан разум? Но я говорю вам: оставьте всё это! Он - это всё, что вам нужно! Когда у вас есть Он, тогда появится решение всех проблем, потому что они перестанут быть проблемами для вас. Иисус говорит: "Я есть жизнь". И это сказано и о вас тоже. Вы будете жит своей жизнью, которой управляет Христос и это будет Его жизнью. Разрушительные сомнения исчезнут. Иисус однажды спросил одного из учеников: «Почему ты усомнился?» Пётр шёл по воде и был в опасности. Ученик не ответил на вопрос Иисуса, а он и не настаивал. А если бы этот ученик и ответил, то возможно сказал бы: " Я усомнился, потому что ты не предсказуемый. Столько людей, веривших в Тебя, всё же утонули. Иногда они смогли чудом избежать смерти. Но невозможно быть уверенным до конца. И Пётр всё равно был бы не прав в своём сомнении. Это потому что когда принадлежишь Иисусу - жизнь или смерть не имеют больше значения. Он вечен и также вечны мы, потому что различие между "я" и "ты" не существует. Грамматика не имеет значения в вопросах религии. Многие противники религии утверждают, что она является своеобразным опиумом, иллюзией. Но разве всякая иллюзия вредна? Тонущий человек видит, ощущает себя спящим в кровати, на мягких подушках, а замерзающий видит перед глазами жаркую печь, согревающую тело. Некоторые иллюзии являются защитными механизмами, помогающими нам пережить трудные моменты в жизни. Существуют «хорошие» и «плохие» иллюзии, так же как существуют хорошие и дурные мысли. Иллюзией может быть любящая мать, подающая грудь через железную решётку своему несчастному заключённому дитяти. Иллюзии имеют огромную потенциальную силу. Они могут придать вам её и вдохнуть жизнь тем, кто потерял надежду. Но утешение, которое даёт Христос не иллюзия. Вы спросите, откуда я могу знать обо всём этом наверное? Христиане верят, что буддисты и индусы, евреи и мусульмане, атеисты и агностики - все не правы. Они считают, что все остальные верят мифам. Но то, что может случиться с другими, в такой же мере может случиться и с христианами. Они должны испытать свою собственную веру, прежде чем оказалось, что и они в обольщении. Евангелист однажды рассказал еврейскому мальчику о том, что Иисус - Сын Божий и что он погибнет навеки, если не поверит в Него. Мальчик искренне ответил миссионеру: «Но ведь может быть и наоборот. Если Иисус не Сын Божий, а вы верите в Него, тогда вы навеки погибли!» Мы должны помнить о том, что для каждого верующего, какой бы он веры ни был, ценой его убеждениям является сама жизнь. Поэтому нельзя избегать вопроса был ли Иисус просто вымыслом. Кант предоставил человечеству большую услугу. Он показал так хорошо, как никто другой, насколько наше видение мира является производным разума. Мы принимаем впечатления через органы чувств, эти впечатления превращаются в категории при помощи причинной связи, качественной, количественной и конечной оценки. Впоследствии мы размышляем об этих данных и превращаем их в более и более абстрактные формы. А затем, в нашем разуме конструируется представление о Вселенной. Насколько верно всё это отражает реальность? Ведь возможность самообмана огромна. Последователи различных религий убеждены, что большинство человечества заблуждается и в результате погибнет. Итак, если большинство заблуждается, вероятность заблуждения существует и для меня. И даже в рамках религиозных исканий, взяв за аксиому существование Бога, вероятность заблуждения продолжает существовать. Фарисеи были убеждены, что их религиозные идеи истинны и что они хранят ключи от грядущего Царства Небесного. Фарисеи были готовы умереть за свою веру. Иисус умер за свою веру тоже. Кто из них был прав?Данте говорит в «Божественной комедии»: «Посреди жизненного пути, я обнаружил себя в тёмном лесу, там, где истинный путь был утерян». И это ощущение знакомо каждому мыслящему человеку.Существует одна непререкаемая истина – это её поиск в умах людей. Совершенная истина в том, что в человеке существует потребность её искать, и человечество в целом, прикладывает неимоверные, часто безуспешные, усилия, чтобы отличить истину ото лжи и фальши. Почему нам обязательно необходимо знать, солнце ли вращается вокруг земли, или наоборот, земля вокруг солнца? Знание этой истины не приносит пользы ни на грош. Несмотря на это, мы непрестанно гоняемся за ответами на подобные вопросы, побуждаемые инстинктом, говорящим нам, что истина существует и её необходимо искать. И в этом поиске мы находим Иисуса. Он не дает лишних обещаний. Он не учит, что основатели других религий не правы и что они его враги. В книге Песни Песней Соломона (1:6), стадами товарищей названы адепты других религий. Иисус не говорит о себе, как о единственной истине. В Евангелии от Иоанна (14:6) есть предложение, в котором всё зависит от пунктуации: "Я есть путь: истина и жизнь".Большинство лекарственных препаратов являются смесью, микстурой. Иисус тоже предлагает нам лекарство – микстуру. Он имеет в виду обстоятельства нашей жизни, которым каждый из нас должен последовать, ответ на поиск истины, которая является необходимостью и условием жизни на этой земле.Жизнь, основанная только на истине, была бы невозможной. Как смогли бы мы жить, называя горбатого горбуном и уродливую девушку - уродиной? Жизнь так несправедлива, награждая людей по-разному и наказывая большинство из нас незаслуженными страданиями.
Мы должны говорить истину не разрушая жизни.
Мальчику дали две монеты: одну для воскресной школы, а другую на конфеты. Мальчик споткнулся и монеты укатились. Одну он нашёл. А вторая закатилась в канаву. Он сказал: «Бог, твоя монета закатилась»…
Истина провозглашает: «Одна монета для Бога, а другая на конфеты». Но жизнь всегда теряет монеты, приготовленные для святых целей. Тогда истина снисходит: «Быть может, найдётся хоть что-нибудь, что ты готов отдать или может ты, хотя бы искренно пожалеешь об утере?»
Иисус обитал посреди нас, «полный благодати и истины» (Ин.1:14). Что важнее: истина или благодать (милость)? Важнейшим здесь является «и» , указывающее на симбиоз двух понятий. А затем - порядок. Первым идёт милость.
«И от полноты его мы приняли благодать на благодать (милость в англ. переводе), ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». (Ин.1:16,17)
А что до нашего принятия истины, Господь долготерпелив. Никто на этой земле не ходит прямыми путями. Ведь Земля у нас круглая…
В каждом из нас существует желание найти истину, а также и мятеж против требований истины и сомнения в её существовании. Иисус, единственный из известных человечеству основателей религии, говорит о себе, как о воплощении истины. И более того, он утверждает, что Он Сын Божий. В то же время, в наиболее критический момент, он испытывает сомнения. Он взывает с креста, словами из псалмов Давида:
«Боже мой, боже мой, для чего ты оставил меня?»
Иисус является синтезом истины и сомнения в её существовании, и тем не менее, Он есть истина.
Если бы Иисус был выдуманным героем легенды, то авторы этой легенды никогда не сообщили бы, что у них тоже были сомнения в нём. Они никогда не написали бы, что у них были сомнения, даже после его воскресения. Евангелие – это единственная религиозная книга в мире, которая выражает сомнения и веру в истину одновременно. И поэтому оно и истинно.
В Иисусе мы встречаемся с Божеством, Богом, ставшим конкретным, родившимся в пятнадцатом году правления кесаря Августа. Он не задаёт нам вопросов, но испытывает себя самого и ему задают вопросы апостолы, даже после воскресения. Поэтому Он есть истина, на которую мы можем положиться.
И более того. Не существует такого верующего, которого, время от времени не посещают богохульные мысли. Мысли, в которых они спорят с Творцом. Религиозные люди подавляют эти мысли, хотя они являются частью их природы. Таким образом, они лишают свой разум постичь истину в полноте. (Сомнения должны быть испытаны разумом). Библия – это единственная в мире книга, которая распространяет высочайшие идеи о Боге и в тоже время изображает скандальные понятия о его природе и характере. Например, пророк Исаия говорит, что Бог свяжет челюсти народов уздой и направит их к заблуждению. (Ис.30:28), а пророк Иоиль называет Его работорговцем (Иоиль 3:8). В книге Иезекеиля (6:12), Бог описан как посылающий на свой народ моровую язву, голод и кровь и меч.
Пророк Иеремия говорит о Нём:
«Ты обманул меня, будешь ли ты и впредь для меня как неверный поток и как воды неверные?..»
Библия прославляет Бога и, в тоже время, подвергает Его острейшей критике, на которую способен человеческий разум. Поэтому мы и можем доверять ей как истине. А затем все противоречия разрешаются в абсолютной гармонии…
Многие говорят: «У меня своя религия. Почему я должен обязательно становиться христианином?» Потому что христианство содержит в себе истину. Не все религии одинаковы. Поставить их на один уровень, это как сказать: « Я так люблю музыку, что мне абсолютно всё равно какая это музыка – «Битлз» или Бетховен.» Религиозные люди должны уметь отличить истинную религию от ложной. Христианство есть истинная религия, потому что оно охватывает в своей всеобъемлющей любви и все другие религии, и даже отсутствие религии. В священной книге этой религии, единственной подобной религии, не сказано, что необходимо верить только в «христианство». Сутью христианства является любовь, а любовь «всему верит» (1 Кор.13:7), а не только христианству. Это единственная религия, которая не ограничивает своих последователей только её учением, но призывает помышлять о «том, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала…» (Филип. 4:8) с какой бы стороны эти мысли не приходили. И потому что она уже имеет в себе все эти аспекты, то не имеет нужды в объединении с другими религиями…
Потому что христианство это - Религия с большой буквы.
Существует много неполных истин. Иисус есть воплощение истины. Толпы народа следовали за ним, во время его земной жизни. Он не обещал им ничего, кроме креста. Кто-то следовал за ним, потому что он мог накормить и исцелить. Но невозможно найти логическое объяснение тому, почему столь многие следовали за ним бескорыстно, по крайней мере, какое-то время. Люди обычно следуют за демагогами, которые обещают рай на земле, но никогда не выполняют своих обещаний. Иисуса любили, потому что божественная красота сияла на его лице. Он просто призывал: «Придите ко мне» и люди приходили. Он также зовет и вас: «Приди ко мне». Просто идите…
Многие скажут: «Но я – учёный. Я не могу принять на веру непорочное зачатие. Я знаю, что существуют природные законы, которые не могут быть нарушены». Но они и не были нарушены в жизни Иисуса. Для Него совершенно нормальным было рождение от девы. Для Него совершенно нормальным было творить такие дела, которые другие люди не могли. Но в любом случае, непорочное зачатие и другие сверхъестественные явления из его жизни играют второстепенную роль. Если кто-то попытается соединить или приравнять высшую истину с второстепенной, высшая пострадает и в конце концов погибнет от этого ложного союза. Вы не призваны к непорочному зачатию. Вы призваны к Иисусу. Придите к Нему!
Но и не относитесь с пренебрежением к непорочному зачатию.
Борис Пастернак, лауреат Нобелевской премии по литературе, пишет в историческом романе «Доктор Живаго»:
«Чудесное рождение Христа научает нас тому, что жизнь должна заключать в себе необычное, а не ординарное, праздник, а не серые будни».
Мы призываем вас к Иисусу не потому что Он благ, а потому что Он понёс грех за нас. В этом отношении Он не выше нас, а ниже. И поэтому нам необходимо снизойти к нему.
Как много грехов вы совершили в жизни? Может вы убили сотни людей? Иисус взял на себя убийства миллионов. Вы совершили десятки ограблений? Иисус взял на себя тысячи. Как много прелюбодеяний вы совершили? Иисус взял на себя нечистоту миллионов людей. И любых других грехов.
При встрече с женщиной хананеянкой, он приветствует её возгласом: «О!». У Матфея (8:10) говорится, что когда Иисус услышал слова римского центуриона, то восторженно отозвался о его вере и похвалил его. Прекрасно быть поклонником Иисуса. Но ещё лучше быть человеком, которым восхищается Он сам.
В Песне Песней Соломона есть слова жениха, небесного Жениха Иисуса, адресованные своей невесте:
«Подумал я: «Влез бы я на пальму, ухватился за ветви её»… (7:9)
Его отношение к нам – восхождение. Наше к нему – снисхождение к величайшему грешнику во вселенной, когда-либо жившему на земле. Никогда не было большего убийцы, большего вора, грабителя, лжеца чем Иисус Христос, только не в том смысле, что Он сотворил все эти преступления, а в более глубоком смысле – Он взял их на себя.
Поэтому так легко прийти к Нему….
Существуют ли какие-то черты характера Иисуса или особенности его учения, какие-то изъяны в его жизни, которые вам не нравятся? Они не нравились и ему. Он категорически отвергал титул «благого учителя», считая, что никто не благ, только один Бог. Он не угождал себе (Рим.15:3) и поэтому, если бы вы спросили его, какого он мнения о самом себе, вероятно, он ответил бы: «Дурного». Он взял на себя грехи людей всех времён. Он понёс их как свою собственную ношу.
Даже если вам не нравятся определённые моменты из его жизни, всё-равно прийдите к нему. Он делал то, что вам может-быть не понравилось, потом что понёс вашу и мою греховность.
Однажды я увидел видение.
Удивлённый, я увидел себя падающего в очень низкую долину. Я всегда верил, что небо находилось над нами. Но прекраснеший женщина-ангел, спровождавшая меня, объяснила мне, что многие люди не могут достичь небес, которые находятся на запредельной высоте, и не все могут стерпеть ужасный холод вершин. Поэтому небеса спустились вниз. Как-бы низко я не упал, они всегда будут ещё ниже. Поэтому мы можем находиться на небесах не только в лучшие моменты нашей жизни, но и в моменты отчаяния.
Бедная женщина привела свою дочь в город, чтобы та смогла работать прислугой. Она надеялась, откладывая заработанное, купить немного земли и скот.
Девушка была красивой и умной. Она быстро поняла, что в большом городе она сможет гораздо больше зарабатывать не работая, чем работая. Она очень преуспела, находя богатых любовников. Переходя из руки в руки, она приобрела роскошную одежду, бриллианты, машины и проводила жизнь в удовольствиях.
Проводя жизнь в удовольствиях, она совершенно забыла о своей старой матери. Но однажды она с болью вспомнила о маме. Сев на ночной поезд, она приехала в свою деревню. Подойдя к воротам у дома, она увидела их широко открытыми. Это удивило девушку, так как обычно ворота были всегда заперты на ночь. Она вошла во двор и увидела, что в комнате матери горел свет. Поднимаясь на крыльцо, она услышала голос своей матери: "Это ты, Джейн?"
"Да, мама. Это я. Но почему ворота во двор, оставлены открытыми?"
"Дочь моя, все эти годы ворота не закрывались, потому что я ждала твоего возвращения."
"Но почему в твоей спальне горит свет?", - не могла успокоиться девушка.
"Все эти годы свет не гас, потому что сердце твоей матери ждало твоего возвращения", - ответила женщина.
Небесный Иерусалим - есть матерь наша и он ожидает нашего возвращения.
Вам нелегко принять Иисуса: "Если я поверю в него, я должен буду поверить и в Библию, но уже доказано, что в Билиии много несоответствий".
Люди, которые никогда не читали Библию в оригинале, представляют себе, что в ней нет ошибок. Я уверяю вас, что их в ней не мало. В Библии масса грамматических ошибок. Они практически в каждом предложении. Лютер знал об этом, поэтому он говорил, что Бог говорит нам не грамматически выверенными словами, но словами полными реальности и жизни. Солнце, луна, небеса, земля, вы и я - всё это слово Божие. Его поэма, стихи и рифмы Его творения. Природа, реальность являются в наших умах непоследовательными образами. Библия тоже безошибочна только потому, что она отображает эту непоследовательность. Очень часто допускаемая ошибка в Библии это то, что существительное приводится в единственном числе, а глагол во множественном. Вопрос лишь в том кто ошибается. Возможно ошибаются те, кто составлял правила грамматики. Говоря о том, кто что-либо делает, можно использовать слово делать и во множественном числе. Человек настолько сложен, что часто от его имени действуют различные стороны личности, а зачастую и сразу несколько из них. Каждый человек является сложной и комплексной личностью. В каждом живут несколько противоречивых импульсов его "Я". Поэтому и не будет неверным применить глагол во множественном числе. Вот так случается, что Библия, полная ошибок, всё-таки истинна. Стандарты, которые мы применяем к Библии, могут быть ложными. В Библии есть ошибки, потому что наше представление о том, что есть ошибка - ошибочно и ложно.
«Да но принять Иисуса означает, что нужно будет Его бесконечно прославлять Бога? Интересно почему Ему так нужны наши прославления? Почему Он так ревниво относится к Своему положению?»
Ему не нужны ваши прославления. М вам не нужно прославлять Его. Он есть высшее благо. Если вы не будете прославлять Его, то начнете прославлять себя или более низких существ и таким образом закроете для себя путь к развитию.
Луи Пастеру не было необходимости скромничать. Такие личности как он имели право принять заслуженное признание. Жизнь тысяч людей зависит от признания такого человека, каким был он. Насколько же более этого Бог достоин хвалы.
Я призываю вас к Иисусу, потому что Он может вас сделать святым, а миру нужны святые. В мире было достаточно политиков , решения которых стоили жизни миллионов в безумных войнах и революциях. В нем было достаточно ученых, снабдивших политиков вооружением максимальной мощности. В мире было достаточно миссионеров, сотворивших религиозное противостояние и ненависть. Но в нём никогда не хватало святых. Нужен ещё один святой -вы. Прийдите к Иисусу.
Ваши отношения с Ним будут многообразными. Кто-то знает Его только как Спасителя. Это как если бы вы знали кого-то только как зубного врача. Иисус больше, чем Спаситель. Он станет вашим Господом. Он будет вашим дитятем, каким Он был для Марии. Он сказал странные слова:
«Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь». (Мт 12:50)
Он станет вашим братом. Он станет вашим женихом. (На древнееврейском и греческом слова означающие душу, женского рода.) Иисус был сыном Марии, сыном Давида и сыном Божиим. Он никогда не называл Свою мать мамой, но женщиной, потому что обращение «мама» сузило бы их отношения только к этой сфере. Но был не только её сыном, но и её Спасителем.
А это означает, что Он будет очень разным в ваших взаимоотношениях. Но более того, Он станет вашим в том, что Он есть в Себе Самом, превосходя любые возможные человеческие связи. У вас будет не только Спаситель, Учитель, у вас будет Иисус.
Возможно вы посещали церковь во время церемонии Святого Причастия. Если нет, то сделайте это из любопытства. Вы услышите, как служитель произносит слова над хлебом: «Примите, ядите, Сие есть Тело Моё, за вас ломимое.» Он имеет в виду тело Иисуса. Затем он передает чашу с вином, говоря: «Сие есть кровь Моя, во оставление грехов пролитая». И верующие едят и пьют, выражая этим, насколько интимно они принимают личность Иисуса Христа. Иисус говорит, что Он берёт на Себя все грехи мира, а это означает ваши грехи тоже, все — на Себя и что Он несет за них наказание и умирает за них на кресте. Если вы прийдёте к Иисусу и станете христианином, у вас будет право принять участие в этом священнодействе. Слова служителя «Это кровь, моя во оставление грехов пролитая» принесёт вам благую весть, которая останется навсегда новой, о том, что любая несправедливость, сделанная вами изглажена и все зло исправлено Вы сможете сказать: «Я оправдан», как-будто вы никогда и не грешили. И вы будете свободным от своего прошлого. У вас более не будет осознания собственной греховности. Ваши злые дела будут стерты, а не исправлены, злые мысли забыты, а злые слова отменены. Спасение во Христе совершенно. Он спасает всецело. У вас есть выбор принять или нет жертву, которую Он принёс за вас или нести всю ответственность за свои грехи лично. Не относитесь к этому поверхностно. Бог не расплачивается за грехи в конце каждого дня, но в конце Он отплатит. Подумайте об этом. Как вы ответите за все свои грехи? Почему бы лучше не принять Его жертву? Вам лишь нужно поверить, чтобы быть спасённым. Вам даже не прийдётся просить прощения за свои грехи.
Интересной является и та часть Евангелия, которая не была написана. Например, вы никогда не найдёте в Евангелии примеров того, как люди просили прощения у Иисуса за что-то. Они смотрели Ему в лицо и видели то, что они уже прощены. Однажды Пётр сказал что-то, после чего Иисусу пришлось назвать его сатаной. В другой раз ученики Иисуса начали спорить о том, кто из них будет большим в Царстве Божием. Когда Иисус больше всего нуждался в поддержке, Его ученики спали, а потом они оставили Его и сбежали. Пётр отрёкся от Иисуса, несмотря на заверения в верности. И несмотря ни на что, создается впечатление, что они никогда не просили прощения за свои ошибки. И вам тоже не понадобятся просьбы о прощении. Прийдите к Нему даже, если у вас настолько гордое сердце, что вы не в состоянии попросить прощения. Сущность и призвание Иисуса и есть в том, чтобы прощать. Он спас свою мать, Марию. Это было естественным, ведь Он её плоть. Но это написано обо всех верующих в Него, что "мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Ефес. 5:30). Если я - христианин и Иисус не взял меня на небо, то у Него будет недоставать немного плоти и костей. Почему же Ему не спасти нас всех? Ваша греховность не является препятствием к спасению. Напротив, она является причиной того, что Он спасает нас. Он понимает всё. Поэтому Он прощает всё. Если можете, молитесь так, как молилась Мария Магдалена в "Докторе Живаго":
"Отпусти мои грехи, как я распускаю свои волосы..."
Если вы не можете молиться, то просто прийдите к Нему и без молитвы. Он простит. Он знает какой будет результат.
Не к Нему следует вам прийти, чтобы не превращать в объект поклонения "Его" и не удовлетворяться лишь этим. Идея объекта и субъекта есть ни что иное как иллюзия, укреплённая в нас лингвистическими конструкциями. Они и меня обязуют использовать местоимения. Но я делаю это, осознавая, что то, что мы называем "я", есть лишь непостоянная точка взаимодействия различных сил, бесконечно меняющих свою интенсивность и направление. Попытайтесь научиться мыслить вне категорий "я", "он" и "ты". Мыслитель, мысль и процесс мышления - едины. Существует лишь всемогущее "Я".
Десять заповедей начинаются со слов "Я, Бог". "В Нем мы движемся, живем и существуем." (Деяния апостолов 17:28). Мы формируем внутреннюю жизнь Божию. Мы не внешние для Него. Бог постоянно противопоставляет нашему "я" Свое. Иеремия не желает принять призыв стать пророком. Он говорит Богу: "Я еще молод", но Бог отвечает: "Не говори: я молод... ибо Я с тобой." (Иеремия 1:6-8). Знаменательны здесь слова: "Не говори: я... ибо Я..." Где в ход событий вмешивается Его "Я", наше собственное перестает играть роль. Захария, получив ангельское обетование о будущем сыне, предтече Христа, говорит небесному посланнику: "Ибо я стар". Этот протест аннулирован словами: "Я - Гавриил". (от Луки 1:18-19). При встрече с ангелом, говорить, используя в терминологии местоимение "я", бессмысленно. Здесь уже действует не "я" Захарии, но "Я" Гавриила.
Никто не обязан вести безупречную христианскую жизнь, лишённую компромиссов. Однако христианин осознаёт, что, хотя компромиссы порой необходимы как в жизни, так и в борьбе, они несут в себе опасность. Нет такой лжи, которая не подрывала бы доверие, и нет обмана, который не оставлял бы шрамов на обществе.
Однажды в пустыне путник взмолился караванщику позволить ему сесть на верблюда. Караванщик согласился, но, взобравшись на животное, путник пришпорил его и, подняв облако пыли, скрылся. Хозяин крикнул ему вслед:
"Мне не жаль верблюда, которого ты украл. У меня их достаточно. Но ты разрушил доверие между людьми. Теперь караванщики будут бояться помогать одиноким путникам в пустыне".
Христианин должен помнить об этом. Ложь не становится допустимой только из-за желания. Она может быть терпима лишь тогда, когда служит высшей цели, когда оправдана необходимостью участия в святой борьбе.
Я поделюсь с вами тремя мыслями, которые могут помочь сохранить смирение. Первая из них — о значении человечества.
Один профессор Московского университета как-то сказал своему западному коллеге:
"Мне сложно принять вашу веру в то, что Богу небезразличны люди. Если Он так заботится о каждом из нас, почему мы должны были ждать столь долго? Почему прошли тысячи, миллионы лет до того, как
возникла человеческая жизнь? Почему человек был создан лишь на шестой день? Кажется, Бог вовсе не спешил."
Ответ очень прост. До появления людей Бог любил солнце, цветы и животных.
Бог не для того посадил пробковые деревья, чтобы снабдить нас пробками для бутылок, но потому что Он любит эти деревья. Он увидел всё, что сотворил, и вот, это было хорошо. Бог гулял по Эдемскому саду, который Он посадил до того, как там появились Адам и Ева. Он мог наслаждаться запахом лилий и красотой роз.
Вторая мысль касается вашей собственной важности.
Перед тем, как я попал в места заключения, я считал себя очень важной персоной. Я был пастырем растущей церкви, автором книг. Я работал во Всемирном Совете Церквей, был вовлечён в благотворительные акции и так далее, и так далее. Я не мог себе представить, как вся церковная работа в Румынии будет осуществляться без меня. Когда я вышел после четырнадцати лет из тюрьмы, то увидел, что церковь развивалась прекрасно и без меня, и другие написали книги, лучшие, чем мои.
Третья мысль касается важности вашего брата. Клемент Александрийский пишет: "Тот, кто видит брата своего, видит Бога." Эта мысль поставит вас сразу ниже любого христианского друга, с которым вы можете не соглашаться. Увидь Божество в нём и поклонись с уважением, даже если он является самым слабым христианином. Он - господин, а вы - слуга. Некоторые богословы полагают, что падение Люцифера состояло в том, что он отказался быть служебным духом для людей. Он ответил надменно: "Non serviam" (Я не служу).
У Церкви всегда были и существуют сегодня множество истинных святых.
Я расскажу несколько эпизодов из жизни этих святых. Некоторые из них покажутся экстравагантными, но исключительных людей нельзя судить по обычным стандартам. Они отличаются от всех остальных.
Римский военачальник спросил святого Юстина Мученика:
«Послушай, ты, так называемый человек Слова, считающий, что обладаешь истинной мудростью: если тебя сейчас подвергнут бичеванию и казнят, веришь ли ты, что войдешь на небеса?» Юстин ответил: «Я твердо верю, что буду там, если перенесу все это. Я исполнен этой уверенности». Римлянин снова угрожал ему, но услышал в ответ: «Наше пылкое желание — страдать ради Господа нашего Иисуса Христа, а затем быть спасенными».
Человек, известный сегодня по имени святой Антоний Великий, однажды услышал в церкви знакомые слова:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имущество и раздай бедным, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Матф. 19:21).
Антоний, словно был один в церкви, знал, что эти слова обращены к нему.
Иисус произнес их, а евангелист записал их для него. Антоний тут же ушел и раздал свои 120 акров земли и 300 овец. Все было отдано бедным. Он убедил свою сестру последовать его примеру. Она стала монахиней, а он монахом.
Хлеб, соль и вода составляли его ежедневный рацион, иногда раз в неделю. Он жил в разрушенном замке на вершине горы. Каждые шесть месяцев ему приносили хлеб. Там он оставался около двадцати лет.
Каждую ночь он проводил в молитве. Однажды он увещевал восходящее солнце: «Почему ты отвлекаешь меня от созерцания славы истинного Света?»
После двадцати лет размышлений он вновь вернулся к активной жизни. Во время гонений при Максимине он отправился в Александрию, чтобы утешить заключенных верующих. (В наше время ни один церковный руководитель не задумывается о подобном.) Он посещал осужденных преступников, которых отправляли на работы в шахты Судана.
Он прятал святого Афанасия от его преследователей.
Однажды святой увидел в видении, что вся земля покрыта столь множеством дьявольских сетей, что казалось невозможным избежать их.
"Как можно их избежать?", - спросил Он Бога.
Бог ответил ему одним словом — «смирение».
Один вдовец решил уйти в монастырь. У него была единственная дочь, которая настояла на том, чтобы пойти с ним, переодевшись мужчиной, чтобы заботиться о нем. Ее приняли среди монахов. Она покорила всех своей речью, а также умением готовить и стирать. Считая ее мужчиной, она завоевала доверие настоятеля. Он отправил ее вместе с двумя другими монахами в город для покупки продуктов.
Однако трактирщик, у которого монахи обычно останавливались, имел дочь. Она забеременела от связи с солдатом, который не хотел на ней жениться. В отчаянии она спросила: «Что мне делать? Отец меня убьет!» Он ответил: «Скажи ему, что это молодой монах изнасиловал тебя». Она так и сделала.
Когда Феодора (так звали этого монаха) вернулась из города, настоятель, который к тому моменту уже узнал об обвинении от отца девушки, был готов избить ее. «Как ты могла принести такой позор нашему монастырю?» — гремел он. Феодора боялась, что один из других монахов может быть обвинен в этом грехе. Она знала, что, если его признают виновным, его изгонят из монастыря, и он может впасть в еще более тяжелые грехи. Поэтому она упала на колени перед настоятелем и сказала: «Простите меня, я — великий грешник». Настоятель изгнал ее.
Она жила как нищенка у ворот монастыря, кланяясь каждому монаху, проходящему мимо, со словами: «Простите меня, жалкого грешника».
Спустя многие годы настоятель простил ее. Ей разрешили вернуться в монастырь, но она была занята самыми черными работами и презираема всеми. Когда она умерла, ее тело должно было быть омыто. Тогда и выяснилось, что она была женщиной и что покрывала чужие грехи.
С тех пор она почитается как святая Феодора.
Святой Пафнутий продал себя в рабство бродячему циркачу с единственной целью — обратить его в христианство. Обращение заняло двадцать лет, после чего тот отпустил его на свободу. Тогда он продал себя снова, чтобы облегчить тяготы бедной вдовы.
Когда его освободили во второй раз, ему подарили плащ, тунику и Евангелие. Плащ достался первому встреченному нищему, туника — второму. Это было легко сделать. Но как он мог сохранить Евангелие, когда вокруг было столько бедных людей? Он продал его и раздал вырученные деньги.
В его устах никогда не было ничего, кроме сухого хлеба и воды, а из его уст никогда не исходило ничего, кроме Священного Писания.
Святой Киприан писал заключённым христианам своего времени: «На вашем теле нет одежды, а в пищу у вас лишь немного хлеба. Но вы облечены во славу Христову. Не хлебом единым жив человек».
Девизом святого Иоанна Златоуста были слова: «За всё слава Богу». Он завершал все свои послания этим благословением. После того как солдаты проволокли его по зимнему снегу, он умер в маленькой придорожной церкви. Его последними словами, сказанными на холодном каменном полу, были:
«За всё слава Богу».
Св. Таисия Египетская Фиваидская до обращения была дочерью блудницы, которая с раннего возраста привила ей своё ремесло.
Обладая необыкновенной красотой, Таисия стала одной из самых известных и богатых куртизанок, разбивавших сердца и разорявших мужчин. Узнав о её жизни, к ней пришёл св. Серапион. Под влиянием его слов Таисия осознала свои грехи и на городской площади сожгла все свои богатства, нажитые нечестным путём. После этого она последовала за Серапионом в женский монастырь, где провела три года в затворе, питаясь лишь раз в день.
Рацион её состоял лишь из хлеба и воды.
В течении всего времени, проведённого в заточении, она произносила лишь одну молитву:
«Создатель мой, спаси меня».
По истечении трёх лет монах увидел видение: перед ним предстала великолепная обитель, приготовленная на небесах. Он был уверен, что это для святого Антония, но голос сказал ему:
«Эта обитель для Таисии».
Тогда Серапион снял печать с её двери. Через пятнадцать дней она скончалась.
В 1899 году раскопки обнаружили её келью и келью Серапиона, с надписями, которые позволили их идентифицировать.
Однажды старец Зосима увидел в пустыне обнажённое существо,
закричавшее издалека:
«Я женщина, брось мне свою милоть, чтобы я смогла укрыться».
Затем она рассказала ему, что в молодости вела постыдную жизнь.
Однажды отправившись на большой христианский праздник в Иерусалим, чтобы продолжить блудить, она осознала свои грехи и обратилась ко Христу, моля о даровании покаяния.
С тех пор, по её словам, она провела 47 лет в пустыне, питаясь ягодами и травами. Её одежда истлела.
Она попросила Зосиму прийти в следующем году, чтобы причастить её. После причастия она запела: «Господи, ныне отпускаешь рабу Твою с миром...» и умоляла священника отпустить её.
К Великому посту он нашёл её мёртвой.
Вы, вероятно, узнали историю Святой Марии Египетской.
Разбойники ворвались в келью святого Макария, а затем разграбили и монастырь. Он помогал им, выполняя разные работы, которые они не смогли сделать сами.
Однажды он застал воров, вломившихся в келью другого монаха.
Святой предупредил их, чтобы они ушли, пока их не поймали.
Святой Поликарп, столкнувшись с выбором между тем, чтобы быть растерзанным дикими зверями или отречься от Христа, сказал:
«Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он не сделал мне ничего плохого. Как же я могу хулить Господа, Который спас меня?»
Затем он принял мученическую смерть.
Когда святую Перпетую бросили на арену цирка на растерзание диким зверям, упав, она обнажила бедра. Святая немедленно прикрыла их, думая более о целомудрии, чем о боли.
Святой Франциск Ассизский во время бессонной ночи принял пение соловья за акто поклонения Творцу.
И всю ночь он попеременно с птицей воспевал хвалу Богу.
Святой Томас Мур находился в тюрьме за то, что отказался признать короля Генриха VIII, который в то время добивался разрешения на развод и повторный брак, главой церкви.
Жена Томаса упрекала его: «Почему же ты остаёшься в тюрьме, покрытый вшами и подвергаемый нападению крыс, тогда как все епископы признали право короля возглавлять церковь? Ведь тебя ждут дома".
"А разве мой дом ближе к небу, чем эта темница?", - возразил святой, - не возьмёт ли меня смерть и из дома?"
Оставшись твёрдым в своём отказе, он был обезглавлен.
В начале 19-го века королева Ранавалуна правила Мадагаскаром.
Она ненавидела христиан, потому что они выступали против работорговли.
Королева изгнала всех миссионеров из страны и приказала сжечь все Библии. Любой, кто открыто исповедовал христианство, лишался своего имущества, а затем его казнили или продавали в рабство.
Христиане собирались в лесах. Они создавали подпольные церкви.
И королева не могла отнять у них Духа Божьего.
Верующих вдохновлял героизм мучеников из собственной среды, таких как Расалама — женщина, которая пошла на смерть с песнопением на устах и тех, которые были сожжёны заживо.
Были и такие, кого сбрасывали со скал, но тем не менее они остались верными своим убеждениям до конца.
Преследования христиан продолжались пятнадцать лет.
А вот христианин Уильям Уилберфорс посвятил всю свою публичную карьеру борьбе за освобождение рабов. И он преуспел в этом.
Сначала Уилберфорс добился прекращения работорговли из-за океана на британских кораблях. Затем он добился эмансипации рабов в Британской империи. В полночь 31 июля 1834 года 800 000 рабов стали свободными.
Это было достижением Уилберфорса.
Вся его деятельность была вдохновлена любовью ко Христу.
Он говорил: «Всемогущий Бог дал мне цель — искоренить рабство».
Он оставил нам такие слова:
«Внутренние чувства не должны приниматься за доказательство присутствия Духа Божиего в человеке, но лишь изменение всего его настроя и поведения».
От пастора Кая Мунка, убитого за свою веру нацистами в Дании, до нас дошли такие слова:
«Есть люди, которые думают, что правду можно "посолить". Они предполагают, что её можно спрятать в бочку, хорошо посолить, и использовать её по частям, когда потребуется. Но существуют и люди с искренней верой в то, что истина существует для того, чтобы быть признесённой, и что она существует только тогда, когда она выражена в словах.
Эти благородные люди сделаны из того же теста, что и Иоанн Креститель.
Также как он, они ощущают страх за свою судьбу, а ещё больше страшатся того ущерба и страданий, которые может принести непреукрашенная правда их народу. В какой-то момент они осознали, что трусость не должна сдерживать их язык, так как страдания, которые приходят к людям из-за лицемерия, молчания и лжи, в тысячу раз опаснее. У нас в стране тоже есть Ирод, который совершает любодеяния с чужими богами.
Я назвал это духом компромисса, который не брезгует недостойными поступками ради удобства.».
Пастор Дитрих Бонхёффер, немецкий мученик, казнённый при нацистском режиме, писал из тюрьмы:
«Я абсолютно уверен в своей вере. Она устояла под тяжёлым грузом испытаний. Не было ни мгновения сомнений или отчаяния. Как бы странно это ни звучало, в этих стенах я научился радоваться жизни».
Когда его вывели из камеры на казнь, он сказал:
«Это конец, но одновременно и начало новой жизни».
В 1954 году американский пастор, находившийся с миссией в Индии, был приглашён на службу молитвы за больных. Среди присутствующих была молодая женщина с тревожным, почти безумным взглядом. Она отказалась войти в зал, оставшись стоять в стороне. Толпа вокруг неё утверждала, что она одержима демонами. Когда пастор попытался опуститься на колени рядом с ней, женщина впала в ярость и упала без сознания. Он молился за её исцеление во имя Христа. По завершении молитвы её глаза, ранее полные тревоги, обрели спокойствие и засверкали светом. Лицо её озарила радостная улыбка, она протянула руки к пастору и поднялась на ноги. Именем Иисуса она была чудесным образом освобождена от своей беды.
Есть пасторы, которые являются истинными святыми, наделёнными Богом силой творить чудеса.
Дэвид Брэйнерд, миссионер XVIII века, умер в возрасте всего 29 лет, пройдя через великие испытания, проповедуя Евангелие среди американских индейцев.
В своём дневнике он описывал тяготы жизни:
«Я сплю на охапке соломы, моя работа изнурительна и почти не приносит видимых плодов, которые могли бы меня ободрить. Голландцы ненавидят меня за то, что я проповедую индейцам».
Против него даже распространяли клевету, обвиняя в том, будто он учит индейцев убивать белых поселенцев.
20 августа он записал:
«После ночи, проведённой в холодном поту, я этим утром откашлял много кровавой слизи».
А двумя днями позже, 22 августа:
«Я продолжил свой путь вверх по реке… в ночной тьме».
А вот ещё:
"Бог научил меня быть готовым делать всё, что в моих силах, следуя истине, чтобы сохранять мир и не становиться препятствием для других. Благодаря этому я могу с лёгким сердцем отказаться даже от того, во что искренне верю, если это необходимо для высшего блага. Он даровал мне такое состояние души, что даже если кто-то нанесёт мне сотню обид, а я, возмущённый, отплачу ему одной, то всё равно испытаю глубокую скорбь и буду готов искренне признать свою вину, склониться перед ним и попросить прощения. Даже если этот человек будет оправдывать себя, умножая ложные обвинения в мой адрес и выставляя меня единственным виновником.
Ах, как небесно это состояние души — любить весь мир искренней добротой, прощением и благожелательностью. Наполнить своё сердце покоем, мягкостью и смирением, быть свободным от всякой злобы, подозрений или дурных мыслей о ком-либо, кем бы он ни был. Как прекрасно иметь чистое, открытое и искреннее сердце даже для тех, кто смотрит на тебя с недоверием и осуждением."
Несмотря на все трудности, миссия Дэвида Брйнерда стала символом стойкости и веры.
В Советском Союзе пастор оказался за решёткой вместе с подростком, которого он привёл к вере. Мать юноши, охваченная гневом, метала в пастора камни. Однако он спокойно обернулся к ней и с теплотой произнёс:
«Я искренне восхищаюсь вашей материнской любовью».
Бог являет Свою красоту в святых.
Не каждому из нас нужно стремиться к героической христианской жизни. Это столь же бессмысленно, как пытаться стать слоном. Лишь немногим даны те качества, из которых рождаются великие святые и мученики.
Важно, чтобы христиане осознавали: в эпоху римских, средневековых, нацистских и коммунистических гонений большинство верующих не были готовы идти на пытки и смерть ради своей веры. Только немногие проявляли мужество, перенося страдания и принимая смерть. Но и те, кто не выдерживал таких испытаний, оставались христианами. Бог видел их искреннее раскаяние в слабости и радость возвращения к вере, как только миновала угроза.
Чудо, что Иисус способен заставить хотя бы некоторых овец лечь на зелёных пастбищах, как сказано в псалме (Пс. 22:2). Ведь овца обычно не ложится, она будет пастись часами, даже если сытна. Как можно отвернуться от мира, когда он предлагает столько соблазнительных удовольствий?
Однако святыми являются не только такие, как святой Антоний или святой Пафнутий, или мученики, умершие за веру. Простая, обыденная христианская жизнь — это тоже путь святости. Каждый христианин, живущий своей верой в повседневности, — это тоже святой.
Однажды маленькая собачка оказалась рядом с внушительным доберманом. Тот взглянул на неё с презрением и насмешливо спросил: «Неужели ты тоже называешь себя собакой?» Скромное создание, не осмеливаясь спорить, сдержанно ответило: «Сэр, конечно, я не такая большая и сильная, как вы. Но разве вы можете сказать, что я кошка?» Маленькие собаки остаются собаками.
А маленькие христиане, безусловно, тоже христиане.
Когда моему сыну Михаю исполнилось пять лет, его тревожил один вопрос. Однажды, слушая, как я читаю из Библии о том, что святые будут ходить с Иисусом, облачённые в белые одежды, он спросил: «А у Иисуса есть белая одежда достаточно маленького размера для детей?»
Я с улыбкой успокоил его, заверив, что у Господа есть белые одежды для всех — для больших и малых, для сильных в вере и для тех, кто лишь начинает свой путь.
У каждого христианина есть место рядом с Христом.