Акко один из древнейших городов на побережье Средиземного моря.
Порт Акко служил многим народам, населявшим этот город в разные периоды истории.
В этом городе побывали и Александр Македонский и Юлий Цезарь, римский император Веспасиан, венецианский купец и путешественник Марко Поло, по пути в Индию. Марко Поло наладил стеклодувное производство в этом городе. Основатель религии бахаев Бахаулла провёл здесь годы в ссылке и похоронен в Акко.
Уникальная история города и в особенности его роль как столицы крестоносцев послужила причиной того, что город был провозглашён ЮНЕСКО всемирным культурным наследием в 2008 году.
Сегодня население города насчитывает 48,930 (2019) человек, 66,4% жителей составляют евреи, 25,7% - арабы, из которых 2,4% - арабы-христиане.
Первое письменное упоминание о городе обнаружено на стелле в египетском городе Эль-Амарна. Возраст стеллы относится к 1400 г. до н.э.
В Библии, как историко-литературном источнике, Акко упоминается в книге Иисуса Навина. Эта книга особенно ценна тем, что в ней приводятся списки городов, которые находились в этой земле, на пути у израильских племён.
Израильтяне должны были завоевать землю, обетованную Всевышним. На их пути стояли укреплённые города хананеев (впоследствии - финикийцев).
Цивилизация финикийцев была выше в культурном уровне цивилизации евреев, народа бывших рабов и кочевников. Хананеи исторически уже были в железном веке, в то время как евреи ещё не знали секрета выплавки железа. Хананеи были искусными мореплавателями, они добывали краску и дали миру консонантный алфавит. Их города-крепости были практически неприступными для израильтян. Израильские племена-колена получили наделы земли по жребию. Но не все колена смогли завоевать свои наделы. Многие города хананеев на столетия остались своеобразными этническими анклавами посреди земель, покорённых израильтянами.
Таким анклавом осталася и Акко. В книге Иисуса Навина он упоминается под другим именем Умма. а затем и Ахшаф.
А в следующей книге Библии - Судей (1:31) говорится о том, что колено Ассира не сумело завоевать город:
"Ассир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона".
В 701 году до н.э. Акко был завоёван ассирийским завоевателем Сеннахиримом.
А в 330 г. до н.э жители города добровольно открывают ворота Александру Македонскому. Близость культур и, возможно и этническая близость служила причиной того, что жители Акко были радушнее по отношению к завоевателям из Европы, будь-то грекам или римлянам, чем к евреям.
Во времена Македонского и последующей за периодом его правления цивилизации греческих государств, Акко перебирается ближе к морскому побережью. Город становится одним из крупнейших городов эллинистического мира.
После завоевания Египтом, город снова меняет имя. На сей раз его называют Птолемиадой, в честь династии Птолемеев, правивших в Египте. Под таким названием город втречается в описании путешествий апостола Павла, в Новом Завете:
"Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день."
(Деяния св. Апостолов 21:7)
В 638 году н.э Акко был завоёван арабами. Молдая нация, окрылённая идеями ислама, устремилась на завоевание мира. За кратчайший период огромные территории восточных провинций Византийской империи и вся Персия были покорены исламу. Палестина стала частью исламского халифата. В этот период городская жизнь на этих землях приходит в упадок. Завоеватели - арабы, бывшие кочевники Аравийской пустыни. Они не знакомы с городской культурой. Впоследствии арабы усваивают цивилизацию покорённых народов и к началу 9-го века арабский халифат перживает расцвет. Город, вновь переименованный, на этот раз - Мединат Акко, отстраивается и его порт возобновляет свои функции. Арабы учатся мореплаванию и выходят в море.
В период между 804-868 гг. порт в Акко перестраивается, а в соседней Кейсарии реставрируют стены и порт. В это время быстро развивается морская торговля.
Радикализация ислама, нетерпимость и преследования инакомыслящих характеризует арабский халифат 11-го века. В Палестине правит династия фатимидов. Египетский султан Аль-Хаким в 1009 году разрушет главную святыню христианского мира - Церковь Гроба Господня в Иерусалиме.
Это вызывает резонанс и призывы к освобождению Святой Земли в христианской Европе.
В 1099 году участники Первого Крестового походу высаживаются в порту Бейрута, к северу от Акко. На своём пути в к "святому городу" Иерусалиму войска крестоносцев проходят в близости к приморским городам Палестины. Они заключают с жителями городов военные союзы, гарантируя неприкосновенность. Но после завоевания Иерусалима, Вифлеема и Назарета, войска крестоносцев нарушают свои обещания. В 1104 году Акко был завоеван королем крестоносцев Балдуином 1-м.
Но не минуло и столетия как другой герой того времени, аюбидский султан Саладин взял город без боя.
Без малого через сто лет, европейские завоеватели вновь пробуют свои силы. На сей раз французский король Филипп Август и английский король Ричард Львиное Сердце стоят на подступах у Акко. В результате двухлетней осады город пал в 1191 году.
С этого времени началась страница истории крестоносского королевства. Город был назван Сен-Жан де-Акре, в честь патрона госпитальеров св. Иоанна-Крестителя.
В завоевании города принимали участие два знаменитых ордена крестоносцев - госпитальеры и тамплиеры. Впоследствии к ним присоединился новый орден - тевтонцев, возникший при взятии Акры. Этот орден был учрежден одним из вождей германских рыцарей - Фридрихом Швабским. 19 ноября 1190 года считается годом создания ордена. Его история начинается с полевого госпиталя, созданного купцами Любека и Бремена при взятии города.
Госпитальеры, самый крупный и влиятельный орден того времени строят крепость и госпиталь в Акре. В 1954 году, во время широкомасштабных раскопок, был обнаружен целый ряд разнофункциональных помещений крепости. Крепость служила своебразным монастырём-приютом. Во время раскопок был найден и туннель, ведущий из крепости на севере к морскому порту.
Всего было обнаружено четыре крыла, окружённых открытым внешним двором. Двор служил для военной подготовки рыцарей-монахов.
В северном крыле найдено 9 залов. 1-6 залы служили складскими помещениями, 7-8 залы - водосборниками для дождевой воды, 9-й служил переходом.
В восточном крыле обнаружен большой зал с крестообразным сводчатым потолком, 35 X 40 м. Зал служил для церемониальных целей.
В южном крыле находится рефректориум - трапезная. В западном крыле было общежитие рыцарей. Западное и южное крыло построено в готическом стиле. Это один из первых примеров готической архитектуры в мире. В величественном зале рефректориума архитектура является переходной ступенью между романским и готическим стилями.
Постройку первого зала, обнаруженного в 1954 году, ученые относят предположительно к 1147-1160 гг.
Крестоносцы, при взятии города прибегли к помощи морских флотилий Генуи, Пиззы, Венеции и Марселя. Так в городе возникли кварталы, которые населили торговцы из этих городов. Акра становится эклектичным центром на перекрёстке культур Востока и Запада. Это единственный город, в котором крестоносцы не истребили не изгнали местное население. Даже евреям было позволено селиться в Акре. Население города, в период его расцвета достигает 40 тысяч человек. Примерно столько-же проживает в Акко сегодня.
200 раввинов из Франции поселяются в Акре. Среди них знаменитые РАМБАМ и РАМБАН. РАМБАМ (Раби Моше Маймонид, врач и знаменитый толкователь Ветхого Завета) предсказывает изгнание крестоносцев со Святой Земли.
Христианский святой и подвижник св. Франциск Ассизский тоже побывал в Акре. Он основал здесь школу по основам традиций Востока и ислама и языков Востока. В это же время здесь побывал Марко Поло.
В период крестоноского королевства в городе было построено 40 церквей и 23 монастыря. Его торговые отношения переживают пик своего расцвета.
Ни один из городов крестоносцев не дожил до наших дней в таком сохранном состоянии.
Но противоречия и конфликты между жителями города, борьба за сферы влияния подтачивали его изнутри.
В 1256 году разгорелась война кварталов, названная войной св. Саввы. Формальным поводом для войны послужил конфликт вокруг монастыря св. Саввы. Генуэзцы и
пизанцы начали сражение против венецианцев, стеснив их к морю. Госпитальеры стали на сторону Генуи, а тамплиеры сражали с венецианцами.
Ослабленный город не устоял перед штурмом султана мамелюков Аль-Ашрафа Аль-Халиля в 1291 году. Мамелюки вырезали всё население города и он оставался в развалинах до 16 века.
В 1721 году бедуинский правитель Дахр Эль-Омар, понимая стратегическое местоположение города. сделал его своей столицей и пригласил в неё евреев, мусульман и французов.
Однако настоящий расцвет города связан с именем другого мусульманского правителя Ахмада Эль-Джазара, по прозвищу - мясник.
Эль-Джазар родился в 1721 году в христианской семье в Боснии. В 17 лет он сбежал из дома, продал себя в рабство для подготовки в мамелюки, в Каире. Он принял ислам и с новым именем Ахмед бежал в Турцию. Там он был представлен и назначен командиром отряда боснийцев и отправлен в Бейрут. Правитель Бейрута был убит при неизвестных обстоятельствах, вероятнее всего самим Эль-Джазаром, который становится правителем Вилаета Дамаска после убийства.
В 1772 году он переносит столицу Вилаета (провинции) в Акко, где правит вплоть до своей смерти в 1804 году. 29 лет Эль-Джазар правил в Акко. Его правление характеризовал экономический и культурный расцвет города. Эль-Джазар слыл жестоким диктатором, физически уничтожавшим непокорных. Своё прозвище он получил за пристрастие наказывать провинившихся, отрезая их члены, приближённых Эль-Джазара называли в народе "меченными". Многие их них, включая наиболее приближённого визиря еврея Хаима Эль Фархи, разгуливали по дворцу Эль-Джазара с отрезанными носами или ушами.
Эль-Джазар использовал крепость госпитальеров как свою штаб-квартиру.
Во время его правления в городе появили постоялые дворы, базары, мечети, одна из которых, названная в честь правителя, стала третьей по значению в стране.
Известнось Эль-Джазару принесла победа над Наполеоном, который попытался взять Акко, во время своей неудавшейся египетской компании. Наполеон, знаменитый завоеватель Европы, во главе 13-ти тысячной армии не смог взять Акко. Причиной его неудачи были и мощные крепостные стены города и умелая оборона, которой руководил Хаим Фархи. И английский флот, под командованием адмирала Сиднея Смита, защищавший город с моря.
В 1918 году город, как и вся страна перешли под управление Британии, получившей мандат на управление Палестиной.
Бывшая крепость и штаб-квартира становятся тюрьмой, в которой британские власти содержали противников власти.
Среди заключённых тюрьмы был знаменитый деятель сионистского движения, Владимир Жаботинский.
В 1947 году военные формирования Эцель и Лехи освободили из застенков 27 человек. Этим событиям посвящен музей узников подполья, находящийся сегодня в здании бывшей крепости-тюрьмы.
14 мая 1948 года армия обороны Израиля заняла город. С этих пор началась новая страница истории города, история государства Израиль.
Write a comment
Олег (Monday, 11 May 2015 11:45)
Было бы здорово сопровождать столь увлекательные статьи старинными фото, гравюрами или картинами. При такой насыщенной истории и циркуляции европейцев можно предположить, что среди них были и художники.