В 1849 году в Иерусалиме была построена одна из первых протестантских церквей в Палестине и на всем Ближнем Востоке. Она была построена по инициативе общества London Jews Society, девизом которого стали слова ап. Павла:
"Ибо я не стыжусь благовествования Божия, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, а потом и Еллину." (Рим.1:16)
Арихитекторами церкви были Хиллер Джеймс Уд, Джонс и др.
До 132- 135 гг. н.э. руководителями церкви в Иерусалиме были иудеи. После восстания Бар-Кохбы и до конца 19 века уже никогда евреи не становились во главе Иерусалимской Церкви.
В 1841 г. бывший раввин Михаэль Соломон Александр стал главой общины иудеохристиан в Церкви Христа в Иерусалиме. Он возродил забытые и потерянные традиции иудеохристиан.
Основатель христианства был иудеем и жил в согласии с еврейскими традициями того времени. Ученики называли его учителем, равви и он не возражал против такого титула. Раввины были лишь в среде фарисеев того времени. Иисус утверждал что его целью было исполнение закона Моисеева и учения заложеного патриархами еврейского народа и пророками.
"Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить я пришел, но исполнить." (Матф. 5:17)
Первые ученики Иисуса были евреями. Писателями Нового Завета тоже были евреи, за исключением Луки. Проблематичным вопросом для первой церкви было не "может ли еврей стать учеником Иисуса или, как мы называем сегодня - христианином?", а "может ли язычник, не еврей стать учеником?"
Для разрешения этого вопроса первые апостолы собрались в Иерусалиме. Это событие, описанное в Деяниях апостолов, 15 главе считается богословами первым церковным собором.
Апостолы, среди которых Петр, Иаков и Иоанн почитались столпами первой церкви, а Павел - апостолом язычников, приняли решение не принуждать новообращенных язычников соблюдать ритуальные постановления иудаизма, а лишь моральные законы и воздержание от удавленины, то есть пищи с кровью.
В первые века церкви вопрос религиозного или этнического еврейства учеников Иисуса не подвергался сомнению.
Но во время восстания Бар-Кохбы Рабби Акива отверг и исключил верующих в Иисуса иудеев из еврейской среды. Причиной было неприятие ими Бар-Кохбы Мессией и, как результат нежелание принимать участие в восстании.
Для иудейских религиозных лидеров отделение иудеохристиан было освобождением от бремени, а для языческой церкви доказательством порочности евреев, упрямо отказывавшихся принять Христа.
Вероятно с этого времени существует мнение, что еврей не может верить в Иисуса, оставаясь в лоне иудаизма. Хотя существуют и другие обьективные исторические причины такого отношения. В дальнейшей истории Церкви сформировалось очень негативное отношение к еврейскому народу, выразившееся в преследованиях, убийствах, насильном обращении в христианство и погромах. В результате Иисус и его ученики стали представляться дле еврейского народа символом всего самого горького и ужасного в его истории.
История существования ранней церкви это история полная страданий и преследований и со стороны властей и со стороны простых людей. В течении первых трехсот лет существования церкви около десяти раз власти начинали гонения на христиан. Иудейская община на территории Римской империи была официально признана, а христиане - нет. Иудейские религиозные лидеры одобряли гонения на христиан. Это привело к мести, когда церковь заняла господствующее положение в империи и в обществе. Игнорируя учение апостола Павла об особой роли народа Израиля в провидении и судьбе человечества (Рим. 9-11), отцы церкви считали что Бог отверг Израиль. Провиденциальным необходимо видеть послание, которое Павел пишет церкви в Риме, как бы предчувствуя, что она станет источником антисемитизма и гонений против еврейского народа.
"Я желал бы сам быть отлученным от Христа, - восклицает Павел, - за братьев моих, родных мне по плоти, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти..." (9:4-5).
Павел задает риторический вопрос: "Неужели Бог отверг народ свой? Никак...." (11:1)
"В отношении к Евангелию они враги ради вас (язычников), а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (патриархов)." (11:28)
Непонимание, духовная слепота и элементарное невежество руководителей официальной церкви дало ростки ненависти к еврейскому народу. На протяжении истории церкви эти ростки уродливо зацвели в форме средневековой инквизиции, погромов и даже идеологии нацистов xx века.
В 1798-1799 гг. Наполеон совершает военные кампании, пытаясь завоевать Палестину. В связи с этим время пробуждается интерес христиан, археологов и историков к этой земле.
Джозеф Фрей, сын раввина из Германии родился в 1771 г. Он поверил в Иисуса как мессию еврейского народа и в результате принял решение приехать в Иерусалим для того, чтобы организовать общину для иудеохристиан. В это время в Лондоне было создано общество London Jews Society, состоявшее из христиан англиканской церкви. Члены общества верили, что Бог, открывающийся на страницах Библии, называющий себя Богом Авраама, Исаака и Иакова не отверг Свой народ. Они верили в великие и драгоценные обетования, данные еврейскому народу. Они верили и в вечный завет Бога с народом Израиля и в то, что Бог обещал этому народу землю во владение вечное.
Среди членов общества были Чарльз Симеон и Уиляьм Виберфорс, известные своей непримиримой борьбой за отмену рабства в Британской империи.
В 1840 году король Пруссии Фридрих Уильям וv передал через своего представителя Шевалье Де-Бансена будущему премьер-министру Великобритании:
"Нельзя не увидеть перста Божьего в основании и постройке англиканской церкви... на святой горе, в Иерусалиме."
Бансен был послан в Британию с предложением основать Протестантский епископат, обьединяющий лютеран и англиканских верующих. В Англиканской церкви эта идея вызвала в кругах нижней церкви воодушевление, а в кругах высшей церкви, близкой к католицизму - неприятие. Определенные круги Церкви Англии, а именно Oxford Movement, выступали против тесных контактов представителей церкви с протестантами, не имевшими, по их мнению, апостольской преемственности.
Но несмотря на оппозицию, подготовка к созданию Епископата шла полным ходом. Бансен и другие представители Англиканской церкви, включая епископа Лондона разработали детальный план создания в Иерусалиме иудеохристианской национальной общины со своим национальным языком богослужения, ритуалами и епархией. Когда общая идея была выработана, возник вопрос о том, кто станет главой такой церкви. Официальные инструкции были такими:
1. Еврейское происхождение;
2. Образование;
3. Членство и сан в Церкви Англии.
Епископ Михаэль Соломон Александр соответствовал всем трем критериям. 7 декабря 1841 года, со своей беременной женой Деборой и шестью детьми, он отправился в Палестину, на королевском фрегате "Devastation".
(продолжение следует)