Вифлеем

место Рождества Христова

Вифлеем, вероятно ещё не был населен ранее второй половины бронзового века,по причине  отсутствия источников воды. Только к этому периоду истории люди научились вытёсывать искусственные цистерны и собирать дождевую воду, в частности в горных районах Иудеи.

 

Первое из известных письменных упоминаний о Вифлееме обнаружено на каменной стелле в Египетском городе Тель-Амарна. Там Вифлеем упоминается под названием "Бит илу Лакхама" (дом божества Лакхама). Популярное объяснение и дословный перевод названия города  с древнееврейского языка  - "дом хлеба", не подтверждено лингвистическим и историческим анализом. Однако христианские богословы усматривают в таком толковании особый смысл, ведь Иисус, который родился, согласно Евангелиям от Матфея и Луки в Вифлееме, говорил: " Я есть хлеб жизни". ( Ин. 6:35)

 

Глинянная посуда бронзового и железного века была обнаружена поблизости от современного Храма Рождества в пределах кургана или, как их называют на Ближнем Востоке - теля. В пределах этого теля находился древний ханаанский город.

 

В Библии Вифлеем впервые упомянут в связи с захоронением праматери еврейского народа - Рахили, жены патриарха Иакова или Израиля, так он был назван, пережив мистическую встречу с ангелом Божиим. Израиль стал родоначальником двенадцати колен-племен, соединившихся в народ Израиля.

В связи с этим Вифлеем занимает особое место в иудейской традиции. (Быт.35:19, 48:7)

 

Гробница праматери Рахили находится на пути между Иерусалимом и Вифлеемом и открыта для представителей всех религий.

 

Позднее Вифлеем становится местом поселения колена Иуды, включая род Ваоза (Боаза евр.) История о нем и вдове иудея, моавитянке Руфь, запечетлена в поэтической и несомненно глубоко философской одноименной книге Библии.

 

Однако город становится важным политическим центром только во времена пророка Самуила, который избирает и помазывает на царство юного пастуха Давида из рода Иесея.

Самуил, прийдя в Вифлеем, объявляет старейшинам городоа, что пришёл для того, чтобы принести жертвоприношения Богу. (1 Царств 16:5-5)

Впоследствии и сам Давид, ставший придворным певцом при дворе царя Саула, бежит от его гнева в Вифлеем и передает царю, что причиной его внезапного исчезновения было желание принести жертвы Всевышнему в кругу семьи.

Досконально неизвестно, где мог находиться алтарь для жертвоприношений.

Многие исследователи сходятся во мнении, что он возможно находился на месте сегодняшнего Храма Рождества.  (1Цар.16:1, 20:39)

 

Воцарившись над Израилем, Давид сделал своей столицей Хеврон, где он правил семь лет, а затем завоевав Иерусалим, перенес столицу туда.

С этого периода истории Вифлеем потерял своё значение и на многие столетия оставался небольшим безвестным поселением.

 

Но иудейские пророки, провидцы предсказывали славное будущее этому городу.

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных." (Михей 5:2)

На это пророчество впоследствии указывает евангелист (Мф.2:6), что говорится в нём о рождестве Мессии в Вифлееме.

 

В 586 г. до н.э. евреи бежали в Египет после разрушения Иерусалимского Храма, потери государственности и убийства наместника Иудеи. На пути они остановились в Вифлееме. (Иер.41:17) Это последнее упоминание о Вифлееме в Ветхом Завете. О дальнейшей судьбе этого города библейские источники умалчивают...

 

 Вифлеем упоминается уже в Новом Завете как небольшая деревня, хотя и имевшая определенную значимость. Не случайно царь Ирод Великий, построив крепость Иродион, распорядился соединить ее дорогой с Вифлеемом и также провести  в город акведук.

Евангельские источники

центральная площадь Вифлеема в Рождество 2013
центральная площадь Вифлеема в Рождество 2013

Лишь в двух из четырёх Еавнгелий, вошедших в канон Нового Завета, речь рассказывается о рождении Мессии (Христа) в Вифлееме. Этого рождения ожидали иудеи в соответствии с пророчествами Ветхого Завета. 

Мессия, потомок Давида, должен был быть из Вифлеема, согласно пророчеству пророка Михея (5:2).

Это убеждение существовало и во дни жизни Иисуса:

"... Христос прийдет от семени Давидова и из Вифлеема..." (Ин.7:42), - считали его современники.

 

Давид на века стал символом идеального вождя, помазанника Божиего - Мессии. Именно этому царю было предназначено стать глашатаем воли Божьей, лидером,который объединит разрозненные племена Израиля.

Ему и его потомкам предсказывают пророки роль праведного царя. О нем говорит Писание:

 "Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его...

И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, 

 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. 

 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба..."

(Псалтирь 88:21-38)

 Евангелия от Матфея и Луки, которые указывают на происхождение Иисуса от Давида, передают и его генеалогию по линии Иосифа.

Евангелие от Луки 3:23 начинается словами:

"Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов..."

 А в Евангелии от Матфея 1 гл. "родословие Иисуса Христа, сына Авраамова, сына Давидова" оканчивается словами:

"Матфан родил Иакова; 
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос."
(16 ст.)

 Итак оба источника связывают родословие Иисуса с его "названным" отцом Иосифом.

Немного позднее в Евангелии, ангел уверяет Иосифа в непорочности Марии и обращается к нему с такими словами:

"Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго…" (1:20)

 

Об этом факте говорит и самый ранний и плодотворный автор книг Нового Завета, апостол Павел:

"О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти"

( Рим. 1:3)

 

 Итак, Иисус, "как думали", (Лк. 3:23) был сыном Иосифа и генеалогии в обоих евангельских рассказах нисходят к Иосифу, потомку прославленного царя, семени которого Всевышний обещал пребывать на престоле Израиля, до конца дней.

 

Евангелие от Матфея (2:1-11, русский синодальный перевод) рассказывает драматическую, полную опасностей и вместе с тем поэтическую, волнующую историю рождения Иисуса. 

 

родословие Христа , согласно Матфею, на мозаике Храма Рождества.
родословие Христа , согласно Матфею, на мозаике Храма Рождества.

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это Ирод встревожился и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиых, ибо из тебя произойдёт Вождь, который упасёт народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды. И послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне прийти и поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и , пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан, смирну.

И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. Когда же они отошли,  - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: втсань, возьми Младенца и Матерь и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я сыны Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось, реченное верез пророка Иеремию, который говорит: Глас в Раме слышен , плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".

 

Зная о том, что почитаемая иудеями гробница праматери Рахили находится с тех пор, как её похоронил Иаков, у въезда в Вифлеем, становится яснее почему евангелист использовал это пророчество в своём повествовании.

Паломники в Рождественском вертепе (пещере)
Паломники в Рождественском вертепе (пещере)

А в Евангелиии от Луки (2:1-16, русский синодальный перевод), история рождества Иисуса окрашена дополнительными деталями.

 "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и из рода Давидова. Записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было места им в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего, Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение! Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали дркг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, что возвестли нам Господь. И поспешив пришли  и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях."

Русские паломники в Храме Рождества
Русские паломники в Храме Рождества

 

Согласно Евангелия от Луки, Иосиф и Мария жили в Назарете до рождества Иисуса, однако читая рассказ Матфея создаётся впечатление, что они поселились в Назарете только после возвращения из Египта, где они скрывались от гнева Ирода.

 

У Луки упоминаются пастухи, ставшие свидетелями рождества, а у Матфея - мудрецы, пришедшие с Востока, которых рассказчик называет магами. Мудрецы или звездочеты, они были приведены в Вифлеем звездой или возможно, особое расположение звезд указало им на этот город.

 

Царь Ирод Великий знал об этом. Он не имел права на престол Иудеи.

Ирод боялся появления престолонаследников, и, в особенности, претендовавших быть потомками Давида.

 

У Луки речь идёт о цензе - переписи, имевшей место в период правления Публия Квириния. Согласно Луке, Цезарь Август издал указ о переписи "всего мира", вероятно - Римской империи.  Не существует никаких исторических  подтверждений подобной переписи во время правления Августа, несмортя на обилие материалов, описывающих данный период. Более того, в случае такой переписи, когда люди были обязаны зарегистрироваться в землях своих предков, это-бы привело к массовым миграциям. Событие такого масштаба должно было быть описано и в других источниках. 
Наконец, из источников историков, бывших современниками того периода, Иосифа Флавия, Тацита, можно сделать вывод, что Квириний не был правителем Сирии во время правления Ирода Великого в Иудее. Квириний был назначен правителем в 6 году н.э. Перепись населения, объявленная им, упоминается Иосифом Флавием ( "Иудейские древности", 18)
Несмотря на это, существует мнение, что Публий Квириний управлял Иудеей в течении двух каденций. В каждой из них, он устанавливал перепись.
Некоторые исследователи считают , что обнаруженная надпись Lapis Tiburtinus означает, что Квириний был дважды правителем Иудеи.  И возможно провел две переписи населения. О первой говорится в Евангелии от Луки , а о второй - в Деяниях Апостолов (5:37).
Не случайно евангелист Лука говорит, что "эта перепись была первая" (2:2). 
Тот же евангелист в своей книге Деяний Апостолов (5:37) говорит о переписи во время восстания некоего Иуды Галилеянина, протестовавшего против переписи Квириния. Это событие произошло не ранее 6 года н.э.
С точки зрения евангелиста Матфея, Вифлеем,  вероятно, был родиной Иосифа и Марии и они жили там задолго до рождения Иисуса. В момент рождения Иисуса, Матфей не упоминает яслей, но дом, в котором жили Иосиф и Мария:

 "И они, выслушав царя, пошли. Звезда же, которую они видели на востоке, вела их до тех пор, пока, придя, не остановилась над домом, где пребывал Младенец."

(Св. Евангелие от Матфея 2:9)

Когда Иосиф и Мария возвращаются из своего убежища в Египте, по Матфею, то они предполагают вернуться в Иудею, а не в Галилею, в Назарет:

 "Узнав же, что в Иудее царствует Архелай после отца своего Ирода, он побоялся туда идти, но, получив во сне откровение, отправился в пределы Галилеи

 и, придя, поселился в городе Назарете, во исполнение сказанного пророками, что Он Назореем наречется."

(Св. Евангелие от Матфея 2:22,23)

Лука же представляет другую картину описания событий. С его точки зрения, Назарет был городом, в котором жил и Иосиф и обручённая ему невеста, Мария. Родители Иисуса возвращаются в Назарет после рождения Иисуса в Вифлееме Иудейском и исполнения срока ритуального очищения.

Согласно утверждению профессора Барта Эрхмана, рассказ о рождении Иисуса в Вифлееме, исторически прблематичен.

Храм (Базилика) Рождества Христова в Вифлееме.

Кафоликон, ценьральный алтарь Храма Рождества - дар Царской России
Кафоликон, ценьральный алтарь Храма Рождества - дар Царской России

Юстин Мученик (153 года н.э.) утверждает, что в его время, списки той самой переписи, в которой упоминалось рождество Иисуса, ещё можно было увидеть в Вифлееме. (Апология 1:34)

Однако ни Юстин Мартир, ни евангелисты не описывают в своих рассказах пещеру, которую почитают сегодня в церкви, как место рождества.

 

 Апокрифическое Протоевангелие Иакова (150 г.н.э.) упоминает пещеру, как место, где родился младенец. Иустин Мученик, живший во 2 веке н.э и Ориген (216 г.н.э.) подтверждают эту линию повествования. 

В 385 г.н.э. в Вифлееме поселился знаменитый подвижник и святой Западной Церкви - блаженный Иероним. Он рассказывает:

"Со времён Адриана до Константина, на месте рощи Тамуза (Адониса) в Вифлееме - построена базилика над пещерой (гротом) Рождества."

Утверждения Иеронима, что на месте будущих знаменитых церквей, Рождества в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме - стояли языческие храмы было подтверждено раскопками. В 1979 г. Греческая Православная Церковь в Иерусалиме провела раскопки под участками Голгофы и обнаружила руины римского языческого алтаря.

 на

Ценральный алтарь, Кафоликон, Греко-Православной Церкви, алтарь из кедра - дар царской России.
Ценральный алтарь, Кафоликон, Греко-Православной Церкви, алтарь из кедра - дар царской России.

Мать императора Константина, Елена, заложила основание трём христианским храмам в Палестине, среди них и Базилика Рождества Христова. Постройка храма длилась с 326 по 339 гг. н.э. 31 мая 339 г. он был освящён..

 

Существуют различные версии обьяснения того, почему базилика, построенная во времена Константина, была заменена другим храмом в 6 веке н.э. Много церквей в Палестине было разрушено во время восстания самаритян 529 г. н.э.

Самаритяне были этнической группой остатков израильских племён, смешанных с ассирийцами и другими народами. К периоду начала нашей эры, самаритяне испытывали сильнейшие притеснения со стороны нетолерантных к нехристианскому населению византийцев.  По мнению многих историков, именно самаритяне разрушили церковь в 529 г.

Существует также и другая версия, согласно которой Юстиниан приказал снести старый храм и заменить его более величественным и красивым.

 

Патриарх Ефтихий, оставил письменное свидетельство в 940 г. н.э.  Он рассказывает о том, что знаменитый святой Палестины Мар-Саба, был вовлечён в постройку новой церкви.

 

614 год н.э. - трагический для Палестинского христианства. Персидская армия, под командованием фанатика Хосроя Второго, вторгается на Ближний Восток. Палестинские церкви систематично разрушаются. Хосрой желает спаять завоёванные земли единой религией своих предков. Монастыри Иудейской пустыни, величественные церкви, среди которых даже Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) были разрушены персами дотла.

 

Но Храм Рождества в Вифлееме перживает этот катаклизм совершенно невероятным образом. Иерусалиский синод 836 г. н.э. донёс до нас сведения о том, что персидская армия не разрушила Церковь Рождества только потому, что подойдя к её главному входу, персы обнаружили на фронтальной части церкви мозаичное изображение волхвов или магов, одетых в традиционное персидское одеяние. Суеверные персы побоялись разрушать святое место, возможно каким-то образом связанное с их собственным национальным культом. 

 

 Император Ираклий возвращает власть Палестине на короткий период в 628 г. А в 638 г. восточные окраины Палестинской империи и Персию завоёвывают арабы, окрылённые идеями новой религии ислама. Халиф Омар, после бескровного завоевания Иерусалима в 638 г., посещает Вифлеем. Омар оставляет письменные гарантии неприкосновенности церкви Рождества, известные в истории как пакт веротерпимости. 

 

Исламский халифат, укрепившись на завоёванных территориях, начинает преследования инакомыслящих. Гонения против христиан достигают апогея во времена правления египетского халифа Аль-Хакима. В 1009 г., по его приказу, Церковь Гроба в Иерусалиме разрушена дотла. Хотя страх перед знаменитой святыней уберегает его и саму церковь Рождества от разрушения.

В 808 г., по свидетельству оставленному Карлом Великим, в Вифлееме оставалось пятнадцать монахов...

Паломники из Малайзии в Храме Рождества
Паломники из Малайзии в Храме Рождества

В 1054 г. Западная и Восточная церковь взаимно отлучили друг друга. Последующие после Великой Схизмы события, оставили свой след  в истории и архитектуре церкви Рождества.

Разрушения церквей и гонения против христиан в Палестине вызывают резонанс в христианской Европе, выразившийся в призывах к освобождению христанских святынь.

 

В 1099 г. Иерусалим пал под натиском крестоносцев. Годфрей Бульонский посылает молодого нормандского офицера Танкреда Тарентского на взятие Вифлеема. Крестоносцы взяли город без боя.

Вифлеем становится неофициальной столицей, избранной для иннагурации королей крестоносцев.

 

Танкред был молодым офицером-крестоносцем арабского и норманнского происхождения. С тех пор нормандцы и шотландцы чувствуют особую связь с Вифлеемом, и во время Рождественских шествий все еще можно увидеть местных христиан, одетых в традиционные шотландские одежды. 

 

 Первый король Иерусалима, Болдуин Первый, был коронован в Вифлееме в 1101 году, потому что он отказался получить корону в городе, где Христос был коронован терновым венцом. Второй король, Болдуин Второй, также был коронован в Вифлееме в 1122 году.

 

 Реставрация церкви была инициирована правителями крестоносцев в 1158 году. Англо-нормандский епископ Рауль (1155–1174) сыграл значительную роль в сохранении и обновлении Базилики Рождества Христова.

 

Саладин (Салах ад-Дин ибн Айюб) вернул Палестину арабам-мусульманам в 1187 году. Крестоносцы были окончательно изгнаны из этой страны в 1291 году новой мусульманской династией мамлюков.

 

 Первоначально мамлюки были рекрутами военных рабов из разных уголков мира славянского, кипчакского или черкесского происхождения. Они восстали против правящей династии Айюбидов в Египте и сформировали свою собственную династию. Одним из самых сильных и знаменитых из них был четвертый султан Бейбарс, безжалостно преследовавший крестоносцев вплоть до их окончательног изгнания из Святой Земли.

 

К 14 веку Вифлеем потерял свой статус и превратился в небольшую деревню с несколькими домами.

 

Турецкая Османская империя, во главе с султаном Селимом Мрачным изгнала мамлюков в 1516 году и Палестина находилась под турецким управлением в течение 400 лет.

 

Исторически францисканцы находились под защитой Венецианской Республики, но в 17 веке она пришла в упадок, а Греческая Православная Церковь усилила свое влияние в Святых местах.

 

 В конце 17 века Франция приобрела большую власть над святыми местами в Палестине, а начиная с 18 века Российская империя получила право протектората над православными святынями.

 

 В 1850 году в истории Святой Земли произошел особенно важный момент, когда посол Австрии в Стамбуле от имени Австрии, Бельгии, Франции, Сардинии и Испании потребовал вернуть все святые места, которыми владели францисканцы в прошлом. Эта и другие причины привели к началу Крымской войны (1853-1856).

 

 В 19 веке было достигнуто соглашение, названное Status Quo Ante Bellum (в переводе «состояние, существовующее объявления войны»), которое определяло права различных христианских общин в святых местах.

 

 После окончания Первой мировой войны Британия получила мандат на Палестину от Лиги Наций, действие которого было прекращено в 1948 году. Затем вспыхнула война между молодым государством Израиль и соседними арабскими странами, что привело к разделу Палестины между Израилем и Иорданией. Вифлеем контролировался Иорданией до 1967 года,  когда территория города была отвоёвана Израилем в ходе Шестидневной войны.

 

С тех пор государство Израиль поддерживает и охраняет святые места на Святой Земле, включая Вифлеем.

Архитектура и декорации Храма Рождества

План храма рождества

Люстры паладины - дар Царской России
Люстры паладины - дар Царской России

Первый храм над Рождественским вертепом был построен Святой Еленой, матерью императора Константина, в 326-331 годах нашей эры.

 

Аутентичные останки храма остаются под землей. После значительного разрушения, базилика Рождества Христова была перестроена в середине VI века, римским императором Юстинианом I.

 

В 2012 году Храм Рождества Христова в Вифлееме был внесен в список мирового культурного наследия организации ЮНЕСКО.

 

Заботу о базилике Рождества и управление ею осуществляют члены Греческой Православной Церкви, Францисканского католического ордена,провозглашённого хранителем Святой Земли и Армянской Апостольской церкви, в соответствии с Положением о статусе Святых мест, установленным Берлинским мирным договором от 1878 г.

 

Храм Рождества является одной из древнейших действующих христианских церквей в мире. Со времен средневековья были проделаны реставрационные работы и сегодня к храму примыкают  католическая церковь Святой Екатерины на севере, армянский православный монастырь на юге и находящийся поблизости францисканский гостинный дом Casa Nova (или новый дом на латыни). На востоке от храма находится греческий православный монастырь.

 

Перед Храмом Рождества находится двор и площадь, названные мусульманами в честь халифа Омара. Входные врата намеренносделаны низкими и многократно укорачивалась на протяжении истории, чтобы не дать всадникам проникнуть внутрь и таким образом не осквернить святое место.

 

Согласно местной традиции, этот вход называется воротами смирения, потому что посетители должны склониться для того, чтобы войти в церковь. Ворота нартекса - это произведение искусства, подаренные храму в 1227 году двумя армянскми христианами. На них есть две надписи, которые видны и сегодня. Слева текст написан на армянском языке и гласит:

 

«Дверь Пресвятой Богородицы была сделана в 676 году руками отца Авраама и отца Аракела во времена Хетума, сына Константина, царя Армении. Помилуй Бог их души».

 

На арабском языке справа есть текст, переведенный следующим образом:

 

«Эта дверь была завершена с Божией помощью - да будет Он превознесен! Во дни нашего Господа Султана аль-Малика аль-Муаззама в месяце Мухаррам в 624 году».

 

В храме длинный неф (центральную часть церковного здания) с двумя нефами с каждой стороны. 44 колонны из местного розового известняка, напоминающего мрамор, разделены на 4 ряда. Колонны украшают 44 идентичных серебряных позолоченных светильника (принадлежащих Греческой православной церкви) и отреставрированные масляные картины, изображающие святых византийского периода.

 

В южном приделе находится старинный восьмиугольный камень времен церкви VI века. По бокам камня есть кресты и надпись:

 

«В память, упокой и прощение грехов тех, чьи имена знает Господь».

 

Принято считать, что этот камень когда-то служил для крещения младенцев и находился в Гроте Рождества Христова.

 

В разных участках пола церкви есть деревянные люки, которые позволяют посетителям увидеть оригинальные части мозаичного пола IV века. Один из самых больших разделов содержит известную греческую аббревиатуру ICHTHUS, что означает рыба. Инициалы означают -

 

«Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

 

В северной апсиде есть два армянских алтаря. Один посвящен Деве Марии, а другой - волхвам.

 

 Согласно древней легенде, волхвы были царями далеких царств, а алтарь называется Алтарем царей. Эта традиция, вероятно, связана со ссылками в Священном Писании. Только Евангелие от Матфея (2: 1-2) упоминает волхвов (мудрецов) с Востока. Три мудреца изображены на картине, хотя в Евангелии их количество не указано. Предложение основано на количестве подарков,

 

 «принесли Ему золото, ладан и смирну» (Матфея 2: 9).

 

  Предположение, что волхвы были царями, основано также на пророчестве Исаии:

 

«Народы придут к свету твоему, и цари к свету зари твоей» (Исаия 60: 3)

 

«... принесут золото и ладан» (Исайя 60: 6).

 

 Армянская церковь считает, что алтарь отмечает место, где волхвы привязали своих верблюдов, а затем спустились в грот, где лежал Младенец.

 

Южная апсида посвящена обрезанию Христа.

 

 Согласно соглашению под названием Status Quo церкви Рождества Христова, церковь разделена между Армянской Апостольской, Греческой и Коптской православной конфессиями. Англиканская церковь имеет исключительное право петь традиционные рождественские гимны в канун Рождества.

 

Настенные мозаики храма рождества

Настенные мозаики Храма Рождества
Настенные мозаики Храма Рождества

Оригинальные мозаики со временем пришли в ветхое состояние, но были  реставрированы и обновлены, после того, как в 2012 году церковь была объявлена объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Стены базилики были украшены мозаикой монахом Ефремом в XII веке. Мозаика на западной стене называется «Древо Иессея», которая показывает родословную Христа от Иосифа, записанную в Евангелиях от Матфея и Луки,

 

«Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом» (Матфея 1:16).

 

«Иисус ...  (как думали) сын Иосифа, который был сыном Хели ...» (Луки 3:23).

 

 Отцы церкви, начиная с Иоанна Дамаскина и заканчивая Джоном Весли, утверждали, что Хели был дедом Иисуса по материнской линии и тестем Иосифа, и поэтому генеалогию Луки следует рассматривать от Марии.

 

 Предки Христа согласно Евангелию от Матфея изображены на южной стене, а родословная согласно Евангелию от Луки находится на северной стене.

 

На стенах также изображены семь израильских пророков.

 

На южной стене есть символическое изображение Семи Вселенских Соборов, принятых всеми христианскими конфессиями. Изображение собрания епископов представляют соборы.

 

В северном трансепте есть мозаика с изображением Христа, отвечающего на сомнения Фомы, Вознесение на небо, в южном трансепте - изображение Входа в Иерусалим в Вербное воскресенье. Греческая надпись на южной стене, скорее всего, раскрывает автора мозаики:

 

«Настоящая работа была завершена рукой Ефрема Монаха, художника и мозаичиста ... в 6677 году» (от сотворения мира, соответствует 1169 году нашей эры).

Мозаика 4 века
Мозаика 4 века

Изображения на колоннах храма рождества

Клонны Храма Рождества
Клонны Храма Рождества

Базилика состоит из 44 колонн, расположенных в четыре ряда по 11. Из них 30 украшены портретами святых, написанными в XII веке монахом по имени Базилиус. Колонны построены из розового известняка Вифлеемских гор.

 

 

 

Храм Рождества Христова имеет одну из самых полных коллекций масляных картин эпохи крестоносцев в мире. Хотя многие из них со временем обветшали, сейчас идет обширный процесс реставрации, чтобы сохранить эти важные артефакты.

 

 Отсчитывая от первого ряда справа от входа в церковь,на колоннах изображены:

 

1. Святой Иаков Великий со святым Иаковом Компостельским

 

2. Апостол Варфоломей

 

3. Мария с Младенцем

 

4. Св. Биазе, епископ Себастийского (316 г. н.э.)

 

5. Святая Анна, мать Девы Марии

 

6. Папа Лев Великий (440-461 гг.)

 

7. Святая Маргарита (Святая Марина), мученица 4 века.

 

8. Мария с младенцем (Одигитрия - иконографическая форма Марии, указывающей на младенца)

 

9. Святой Феодосий (похоронен в близлежащем монастыре Святого Феодосия)

 

10. Святой Саба, «Старик» (основатель многих женских монастырей, похоронен в близлежащем монастыре Мар-Саба)

 

11. Апостол Стефан, Первомученик.

 

12. Св. Канут, король Англии и Норвегии (1017-1035)

 

13. Святой Олаф, король Норвегии (1016-1029)

 

14. Св. Винсент Сарагосский, первомученик, (+304 г. н.э.)

 

15. Святой Иоанн Креститель

 

16. Пророк Илия с двумя воронами.

 

17. Святой Онуфрий, «Обнаженный».

 

18. Св. Феска, "Девственница" (+250 г. н.э.)

 

19. Св. Маргарита (Св. Марина)

 

20. Святой Макарий Великий, основоположник монашества.

 

21. Святой Антоний, «отец иноков»

 

22. Святой Евфимий, основоположник монашества в Иудейской пустыне.

 

23. Святой Георгий, покровитель Вифлеема, Москвы, Англии и Грузии (похоронен в Лоде (Лидда).

 

24. Святой Леонард, покровитель заключенных (возможно, Лиможа).

 

25 и 26. Св. Косма и Дамиан, арабские братья и врачи (+287 г. н.э.)

 

27. Св. Катальд, ирландский паломник (7 г. н.э.)

 

28. Млекопитательница ( Кормящая Мадонна - Галактрофоуса по-гречески)

 

29. Иоанн Богослов

 

30.  Св. жены у Креста

 

 Также три картины «Богоматерь с младенцем» и две картины Святой Маргариты.

 (использована информация G.S.P. Freeman-Grenville)

Рождественский вертеп ( пещера)

Вифлеемская звезда на месте рождества Христова
Вифлеемская звезда на месте рождества Христова

Иустин Мученик (153 г. н.э.) утверждал, что списки той же переписи, в которой упоминалось рождение Иисуса, все еще можно увидеть в Вифлееме (Апология 1:34); однако ни он, ни евангелисты Евангелия не описывают пещеру в своих рассказах, хотя сегодня она почитается как место Рождества Иисуса.

 

 В апокрифическом Протоевангелии Иакова (150 г. н.э.) пещера упоминается как место, где родился младенец, и Ориген (216 г. н.э.) подтверждает эту линию повествования.

 

В 385 году нашей эры знаменитый подвижник и святой Католической Западной церкви блаженный Иероним, поселился в Вифлееме и записал следующее:

 

«Со времен Адриана до Константина на месте рощи Тамуза (Адониса) в Вифлееме над пещерой (гротом) Рождества была построена базилика».

 

 Иероним сообщает о существовании языческих храмов на месте будущих знаменитых церквей, Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме. Археологические раскопки подтвердили его утверждение, и в 1979 году Греческая православная церковь в Иерусалиме провела раскопки на Голгофе,  в Храме Гроба, где и были обнаружены руины римского алтаря.

 

В пещеру Рождества можно попасть с двух сторон трансепта церкви. Есть еще один вход из подземных гротов соседней церкви Святой Екатерины, но он обычно заперт. Сам грот имеет овальную форму, вырезанную в первоначальной скальной породе, а некоторые части сделаны из камня.

 

 Он называется «Яслями Господа», где Младенец был положен после рождения. Фактическое место рождения - у яслей, на что указывает 14-угольная серебряная звезда, помещенная там еще францисканцами. Звезда напоминает  о рассказе Евангелия от Матфея,

 

«И вот, звезда, которую они видели на Востоке, шла перед ними, доколе не пришла и стояла над местом, где был Младенец ...» (Матфея 2: 9).

 

 У звезды 14 углов, обозначающих 14 станций на Крестном пути и генеалогию Христа, данную Матфеем,

 

«Всего было четырнадцать поколений от Авраама до Давида, четырнадцать от Давида до Вавилонского плена и четырнадцать от плена до Христа» (Матфея 1:17).

Церковь Св. Екатерины

Внутри Церкви Св. Екатерины
Внутри Церкви Св. Екатерины

Новый храм был построен в 1881 году и посвящен святой Екатерине Александрийской, хотя очевидной связи между ней и событиями Рождества Христова нет. Согласно истории, святая Екатерина очень почиталась святой Паулой, помощницей святого Иеронима, которая жила в подземных пещерах Вифлеема.

 

 В дворе монастыря находится статуя святого Иеронима (342-347 гг. Н.э.), который известен своим латинским переводом Библии, Вульгатой. На крыше находится статуя Святой Екатерины.

 

 В сети подземных пещер есть несколько святых мест. Центральная часовня и алтарь посвящены святым младенцам, младенцам, убиенным Иродом.

 

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцевв Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось, реченное верез пророка Иеремию, который говорит: Глас в Раме слышен , плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".

(Матфея 2: 16-18).

 

Следует  ещё раз отметить, что традиционное место гробницы проматери Рахили,  находится у въезда в Вифлеем и почитается еврейским народом.

 

"И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем, Иаков поставил над гробом её памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня" (Бытие 35: 19-21)

 

Справа от Часовни Святых невинных младенцев находится грот, датируемый 1621 годом и почитаемый как Часовня Святого Иосифа, несмотря на отсутствие очевидной исторической связи между ними. От часовни младенцев проход ведет к другому гроту и могиле святого Евсевия Кремонского, монаха и ученика святого Иеронима (V век).

За ним находится скалистый грот и могила святого Иеронима, хотя это исторически не подтверждено. Здесь же находятся гробницы святой Паулины и ее дочери, святого Евстохия, и это место считается исторически точным. Предполагается, что святой Иероним жил и работал здесь над своим переводом Библии, который принес христианское просвещение в западный мир.

Празднование Рождества и споры о его дате

В новозаветной книге Деяний Апостолов нет упоминания о праздновании Рождества.

 Первое исторически известное празднование Рождества произошло в Риме 25 декабря 336 года нашей эры.

 А так как к Иисусу Христу применили пророчество:

" Но для боящихся имени Моего , взойдёт Солнце Правды и исцеление в лучах его"(Малахия 4: 2) 

 

 Интересно что римляне отмечали зимнее солнцестояние 25 декабря, наверное поэтому этот день был избран датой рождения Иисуса.

 Ранние христиане и евреи высмеивали языческие традиции празднования дней рождений, поэтому невозможно с точностью определить, была ли известна христианам дата рождения Иисуса.

 

Христианская эпоха Anno Domini была введена в 525 году монахом Дионисием Эксигусом. Ученый-католик Луи Жилле считал, что монах Дионисий произвольно приписал рождение Иисуса 25 декабря 754 года от основания Рима и что «его расчет лишен исторического основания».

В пещере Рождества
В пещере Рождества

Расчеты и ход мыслей Дионисия предельно ясны. Евангелист Лука сообщает, что начало проповеди Иоанна Крестителя имело место в 15-м году правления Тиберия Цезаря (Луки 3:23), следовательно, зная год начала правления Тиберия (14 г. н.э.) Дионисий относил начало общественной деятельности Иоанна к 29-30 годам нашей эры. Исходя из этого, год рождения Иисуса был рассчитан правильно. Дионисий, к сожалению, не учел дату смерти царя Ирода Великого, известную из писаний Иосифа Флавия, а именно - 4 г. до н. Э. (соответственно 750-й год от основания Рима). И поскольку Евангелия от Луки и Матфея единогласно заявляют, что Иисус родился «во дни царя Ирода», Иисус, вероятно, родился не позднее 4 года до нашей эры, скорее всего, между 4-6 годами  до нашей эры.

 

В Вифлееме Рождество празднуется три раза в год. Сначала по католическим и другим западным обрядам (протестанты, англиканцы, евангельские христиане) 25 декабря по григорианскому календарю, затем 7 января восточно-православными церквями (греческими, русскими, румынскими и т. д.)  Эта дата соответсвует старому юлианскому календарю.

 

И, наконец, 19 января Иерусалимским Патриархатом Армянской Апостольской церкви.

 

Дата и происхождение Рождества остаются неясными. Празднование Рождества иногда сильно осуждалось серьёзными верующими, из-за пьянства и фривольных народных гуляний, связанных с ним. Так же многие отмечают растущую коммерциализацию рождественских и новогодних праздненств.

Тем не менее, верующие помнят о том, что праздник Рождества, независимо от того, когда это событие исторически произошло, означает пришествие Спасителя и долгожданного Мессии в мир.

 

 С Рождеством Христовым!

С православным священником Храма Рождества
С православным священником Храма Рождества