Мерцаньем звёзд далёких безразлично
Был поворот дороги озарён.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины,
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный,
Учеников оставив за собой,
Он им сказал: "Душа моя скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства
И был теперь как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем.
И только сад был местом жития.
И глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом он молил отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду.
На земле ученики, осиленные дрёмой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разглеглись как пласт
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".
И лишь сказав, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди - Иуда.
С предательским лобзаньем на устах.
Пётр дал отпор мечом головорезам
И ухо одному из них отсёк.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не спорядил бы Мне сюда?
И волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу,
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в ад сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Борис Пастернак, 1939.
События, описываемые во всех канонических Евангелиях, связывают последние часы перед арестом Иисуса с этим местом. Название Гефсимания пришло в русский язык из греческого. На языке оригинала (арамейском) оно звучит как Гат Шманим, что в переводе означает маслодавильня. В древности у подножия Масличной горы, этой естественной восточной границы Иерусалима, был сад. А в нём, усаженном оливковыми деревьями, была маслодавильня. И деревья эти стали молчаливыми свидетелями драмы, разыгравшейся в ту злосчастную ночь...
О названии Гефсимания свидетельствуют два евангелиста (Мф. 26:36; Мк. 14:32), Лука передает лишь указание горы Елеонской (Лк.: 22:39). Иоанн отмечает, что Иисус перешел на другую сторону Кедронской долины. (Ин.18:1)
Пастор Геллей пишет, что "место, на которое указывают предание, не может находиться слишком далеко от действительного места событий."
Монах Дидон пишет: "Место это было суровым и печальным видом невольно располагало к сосредоточенности и религиозному настроению... Иисус любил этот уединенный сад..."
Иисус со своими друзьями и сподвижниками обыкновенно проводил ночи под открытым небом. Не исключением была и эта ночь. Проведя Пасхальный ужин в районе Верхнего города Иерусалима, Иисус с учениками пересек Кедронскую долину, придя в Гефсиманию. Здесь Он оставил учеников у костра, а сам уединился. Глубокая грусть и отчаяние, по всей видимости одолевали Его. Учитель понимал, что против Него готовился заговор. И более того, Он видел, что даже в среде Его ближайших друзей и учеников назревало разочарование. А один из них предаст Его.
"Но вот, приближается время, и наступило уже, когда все вы разбежитесь по домам и оставите Меня одного; но Я не останусь один, ибо Отец со Мною."
(Св. Евангелие от Иоанна 16:32)
Он уже знал кто станет предателем, одного из двенадцати не доставало сейчас среди них. Иуда Искариот в это время вёл сложный и опасный торг с религиозными вождями Иерусалима. Во сколько оценят душу Иисуса и что именно предаст Иуда саддукеям?
Иисус был готов встретить свою судьбу и Он не боялся смерти.
О том, что его ждет смерть Он предупреждал учеников ещё в самом начале служения. Но всё-же невыразимая тоска, свойственная всему живому на земле перед смертью, не избегла и Его. Его молитва была подобна агонии. Капли крови выступили у Него на лбу.
"Боже, если возможно пронеси чашу сию мимо Меня, впрочем не Моя воля, но Твоя да будет", - так решил Он, взяв Себя в руки...
А. Мень размышляет об этих событиях:
"Что испытал Сын Человеческий, когда лежал на холодной земле в томлении духа? Мог ли то быть лишь естественный страх перд пытками и смертью? Но ведь его побеждали и более слабые. Почему же колебался тот, кто будет опорой для миллионов? Нам не дано проникнуть в глубину смертного борения, свидетелем которого был оливковый сад. Но те, кому Христос открылся в любви и вере, знают самое главное: Он страдал за нас... Что проносилось перед его мысленным взором? Картины будущего? Гонения, войны, насилия?"
А пастор Геллей пишет:
"Эпизод в Гефсиманском саду был самым мучительным моментом во всей трагической истории страданий Христа... Иисус, который, как мы понимаем, был сильнее любого обычного человека, встретившись лицом к лицу со смертью, действовал так, как-будто Он не в состоянии пройти чрез всё это... Мы никогда не сможем понять, живя в этом мире, страшную тайну искупления, не сможем постичь для чего это. Но мы знаем, что оно было, чтобы спасти нас."
Католический монах Дидон похоже оценивает события:
"Он хотел помолиться здесь... и пережить весь гнет охватившей его скорби, подобно плоду маслины под тяжелым каменным кругом (жерновом) Гефсимании...
Спокойствие оставило его, и неизъяснимая тоска охватило всё его существо...
Он смущается, ужасается, падает духом и страшится смерти... Но его непоколебимая воля в молитве и единении с Отцом черпает мужество и твёрдую решимость испить до дна эту чашу страданий и своей смертью исполнить волю Отца Небесного... "душа его скорбит смертельно и , находясь в борении, он прилежнее молится, и был пот его как сгустки крови, падающие на землю. (Лк. 22:43-44)""
И вот уже слышны крики солдат, впереди которых идет Иуда из Кириафа. Что двигало этим человеком и что вынудило его совершить предательство? Трудно до конца постичь мотивы, которые толкают людей на низкие поступки, одной из причин могло быть и разочарование Иуды. Он, как и многие другие жители Иерусалима и Иудеи, вероятно был патриотом своей страны. Вместе с остальными он ожидал такого мессию-царя, приход которого станет отправной точкой национально-освободительной войны против ненавистной власти Рима. Но этого не происходит, "царство Моё", - говорит Иисус, - "не от мира сего..."
Иуда пришёл в Гефсиманию с отрядом солдат. Кем были эти воины? Иоанн говорит, что солдатами руководил начальник когорты.
"Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его…"
(Св. Евангелие от Иоанна 18:12)
Ведь когорты и трибуны существовали только в римской армии. Но с другой стороны, офицеры римской армии не могли находиться на услужении религиозных иудейских начальников. Вопрос кто-же, иудеи или римляне, непосредственно участвовал в аресте Иисуса по прежнему дискутируется историками.
Иуда, поцеловав Иисуса, подал знак воинам.
"Иисус же, зная всё предстоящее Ему, вышел и говорит им: кого ищете?
Ответили Ему: Иисуса Назорея. Говорит им Иисус: Я есмь. Стоял же и Иуда, предававший Его, с ними."
(Св. Евангелие от Иоанна 18:4,5)
Отсюда Иисуса впоследствии поведут на допрос к первосвященнику, обвинившему Его, по окончании расследования, в богохульстве. Страдания Иисуса, позорная смерть на кресте и... по свидетельству Его учеников - воскресение из мёртвых, произойдут в течение последующих двух дней....
У основания Масличной горы сад с древними масличными деревьями. Это Гефсимания. Говорят это деревья молчаливо свидетельствуют о тех печальных событиях. Восемь деревьев почитают за ровесников христианской эры. Olea Europaea - это латинское название этого древнейшего, из культивируемых человеком, видов растений. Маслиничное дерево обладает удивительно долгой жизнью. Некоторые деревья, в арабских деревнях Израиля Араба и Дир-Хана считаются тысячелетними. Итальянская экспедиция применяла метод радиоуглеродного анализа к деревьям Гефсиманского сада. Анализ установил, что возраст некоторых из маслин сада превышает тысячу лет. Ствол масличных деревьев не обладает чёткими годовыми кольцами, поэтому их подсчёт не представляет возможным.
Первая церковь была построена здесь в וv в. н.э., на заре христианской эры.
Она была разрушена в время персидского завоевания Палестины 614 г. н.э. Крестоносцы перестроили церковь, но затем её разрушил султан Саладин, изгнав крестоносцев из Палестины в 1187 г. Францисканский орден сумел приобрести сад и развалины церкви в 1666 г., но лишь в xx в. (1919-1924 гг) стала возможной постройка грандиозной по масштабам и по глубине архитектурного замысла, церкви. Итальянский архитектор Антонио Барлуцци выразил в архитектуре церкви и традиционные для католической традиции мотивы базилики и нестандартные идеи. Фиолетовые тона и золотистые звёзды передают атмосферу той ночи, когда здесь молился Иисус. Три апсиды с мозаичными рисунками напоминают о горькой минуте предательства ("Поцелуй Иуды", Ирландия), молитве о чаше (центральная апсида, Венгрия) и падении солдат ( "Я есмь", Польша).
Страны Южной Америки - Аргентина, Бразилия, Чили и Мексика представлены куполами в северном нефе. Центральный неф - Италия, Франция, Испания и Британия. Южный неф - Бельгия, Канада, Германия, США. В центральном нефе камень, на котором по преданию молился Иисус. Ограждение камня в виде тернового венца - дар Австралии. Не случайно церковь получила название Всех Наций.
Колонны, увенчанные позднекоринфскими капителями, сделаны из Вифлеемского розового известняка. Внутренние декорации сделаны из иерусалимского желтоватого известняка.
Мозаичное панно на фасаде церкви - работа профессора Джулио Баргелини. Темой панно является Иисус - посредник между родом человеческим и Богом. Надпись на латыни - цитата из послания к Евреям:
"Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Свое
благоговение…" (5:7)
Олени, обращенные ко кресту, представляют собой аллегорию на псалом:
"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " (41:2)