На протяжении тысячелетий Иерусалим был предметом раздоров, войн и фанатичных амбиций. Сколько правителей прошлого желали владеть этим городом!
Приехав в Иерусалим 24 года назад, я начал работать в небольшом гостинном доме, находящемся в ведении Миссии CMJ Англиканской церкви и расположенном в Армянском квартале Старого города. Во время работы там, я слышал о многих спорах между нынешними британскими владельцами этого участка города и его предыдущими армянскими хозяевами. Обе стороны были уверены, что место это находится на Сионской горе.
Но удивительно то, что настоящий Сион оставался скрытым под землей и незамеченным многочисленными землевладельцами Иерусалима вплоть до недавнего времени.
Все это очень напоминает события из эпического фильма студии Dreamworks, «Матрица». По сюжету этого фильма, единственный свободный город людей Сион находился скрытым глубоко под землей, у самого её ядра.
"Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов." (1 Книга Паралипоменон 11:5)
"И поселился Давид в крепости, и назвал её градом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри." (1 Книга Царств 5:9)
Согласно повествованию Библии, Иерусалим был завоеван царем Давидом около 1004 г. до н.э. В то время город был небольшой крепостью, называвшейся Сион, которая окружала и защищала единственный источник воды в городе - Гихон.
И в наши дни этот родник по-прежнему течет в высеченный из камня канал, который не изменился за тысячелетия.
В библейские времена крепость Сион была населена хананейским племенем иевусеев и город назывался Иевус.
В начале правления царя Давида, город превратился в духовную и политическую столицу народа Израиля и тем местом, где был построен Храм.
Древний город был заново открыт лишь в 19 веке.
В 1867 году в Иерусалим, управляемый из блистательной Порты Турецкой Османской империи, прибыл капитан Чарльз Уоррен, возглавлявший вторую археологи-ческую экспедицию Британского Фонда исследования Палестины. Турецкие власти с подозрением относились к Уоррену и отказали ему в праве проводить раскопки на Храмовой горе. Тогда Уоррен принял решение выкопать шахты по периметру Храмовой горы, в надежде найти древние артефакты.
Неожиданно для себя, Уоррен обнаружил укрепления Иерусалима периода железного века ( Офель), которые находились за пределами городской стены 16-го века. Уоррен верно предположил, что древний Иерусалим зародился не внутри стен, позднее посторенных турецкими властями, а на восточном холме, находящемся к югу от Храмовой горы. И дальнейшие исследования подтвердили эту догадку.
Самые невероятные открытия были сделаны именно на этом небольшом участке города, подтверждая многие библейские события. Среди них подземный водный канал, построенный по указу легендарного царя Иудеи Иезекии (2 Пар.32 ), шахта, через которою, возможно, в город проникли воины царя Израиля - Давида (2 Царств 5) и которая была впервые обнаружена Уорреном. Археолог Раймонд Вайль нашел могилы царей из дома Давида!
И это открытие пролило дополнительный свет на вопрос местонахождения могилы самого Давида.
Купель Силоам, описанная в Новом Завете (Иоанн 9) была также обнаружена при раскопках в 2005 г.
И наконец, одно из самых сенсационных предположений было сделано археологом Эйлат Мазар в 2008 году. Она утверждает, что обнаружила фундамент дворца самого Давида, завоевателя Иерусалима.
Уже на протяжении многих лет археологические открытия в граде Давида не перестают удивлять мир, наиболее интенсивные и частые раскопки в Израиле проводились именно здесь.
"Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа своего отныне и вовек."(Псалтирь 124:2)
И действи-тельно, древний Иерусалим был, как и сегодня современный, со всех сторон окружен горами.
А холм, на котором находится град Давида был также прекрасно защищен топографи-чески, глубокими долинами, окружавшими его с трех сторон света.
На востоке - Масличная гора и между ней и Градом Давида пролегает Кидронская долина. В древности она была значительно глужбе, чем сегодня.
Захоронения начиная периода железного века были обнаружены в долине, а на склонах Масличной горы - крупнейшее действующее еврейское кладбище в мире, насчитывающее более 150 тысяч захоронений.
"И прислал Хирам,царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду." ( 2 Царств 5:11)
Сооружение размерами 6,5 м на 30 м из крупных гранённых камней (некоторые из них достигаю-щие 130 см в длину) сос-тоит из своебраз-ных каменных террас. А на них располагается надстройка из щебня и больших камней. Она построена в виде ступеней и достигает высоты многоэтажного здания.
Раскопки этого сооружения проводились археологами Р. А Макалистером и Дж. Г. Дункан в 1923 -1925 гг., Леди Кетлин Кеньон из Англии в 1961-1967 гг., израильским архелогом И. Шило в 1978-1985 гг. и Эйлат Мазар в 2007-2008 гг.
На сегодняшний день принято считать, что это сооружение служило либо крепостью или дворцом или же крупным административным комплексом строений.
Эйлат Мазар опубликовала отчет, в котором утверждает, что сооружение является ни чем иным, как дворцом самого царя Давида (!)
На основе анализа керамики и химического исследования органических останков, Эйлат Мазар датировала сооружение 10 веком до н.э. А это и является периодом царствования Давида.
В опубликованном Мазар отчете она объясняет:
«В ходе раскопок, которыми я руководила, были найдены остатки большого сооружения ( известного как Большое каменное сооружение), занимающего всю территорию непосредственно над Ступенчатым каменным сооружением ... Под этим сооружением было обнаружено большое количество керамики .. Керамические черепки, извлеченные из-под Большого каменного сооружения ... указывают на дату постройки ... около 1000 г. до н.э. "
2 Царств 5:11 говорит:
«И послал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедры, и плотников, и каменщиков. И они построили Давиду дом».
Может ли Большая каменная постройка быть тем же самым домом, упомянутым в Библии?
Позиция Эйлат Мазар оспаривается историками и археологами Тель-Авивского университета, возглавляемого Давидом Усышкиным и, в частности, профессором Израилем Финкельштейном. По их мнению, нет никаких свидетельств существования царства Израиля во времена Давида и Соломона в масштабе, описанном в Библии. Однако сенсационные находки в Хирбет-Каиафе частично подтверждают библейское повествование.
Важно отметить, что крепость Сион, отождествляемая с Большой каменной структурой, расположена ниже соседних Масличной горы, Храмовой горы и Западного холма. Создается визуальное впечатление, что крепость находится в низине. Это также произошло из-за накопившегося веками мусора и руин, которые были сжаты и превратились в холмы вокруг места раскопок Города Давида.
Также стоит отметить интересный стих из 2 Царств 5:17:
«Когда Филистимляне услышали, что помазали Давида на царство над Израилем,то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид
и пошел (ירד - спустился на древнеевр.) в крепость».
Спустился? Означает ли это, что территории, прилегающие к крепости, были выше ее? Наверняка, потому, что это соответствует и современной топографии Большого каменного сооружения. Как такая крепость могла защитить Давида и его последователей от врагов, если бы те разбили лагерь на возвышенности, в стратегически более выгодном положении?
Дело в том, что расстояние от холмов Масличной горы или Западного холма больше, чем дальность полета стрелы, и поэтому не было стратегически выгодным. Чтобы приблизиться к крепости, воинам пришлось бы спуститься в долины, которые находились ниже крепости Давида. Таким образом, крепость Сиона находилась в очень выгодном топографическом местоположении.
В заключение нужно сказать , что укзанные выше факты дают основание предположить, что Большое каменное сооружение является прекрасным кандидатом быть руинами той самой славной цитадели Сионской, описанной на страницах Священного Писания.
Его размеры, воистину циклопические строительные блоки и архитектурный гений его строителей могут объяснить ту уверенность и самонадеянность, которую проявляли жители Иерусалима иевусеи, узнав о намерениях Давида покорить город.
"Но они говорили Давиду: ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые, - это означало: не войдёт сюда Давид". (2 Царств 5:6)
Но Давиду удалось то, что до него удавалосьне многим. А как? Об этом речь пойдёт в этой статье.
Вавилонская армия сожгла и разрушила город в 586 г. до н.э. Но обожённые глияные изделия огонь лишь закаляет.
51 печать (буллы, древнегреч.), которые запечатывали древние письмена, были обнаружены археологом Игалем Шило на полу помещения, во время раскопок.
На некоторых из них были обнаружены имена царских писцов времён пророка Иеремии, именно в его время Иерусалим и был сожжён.
Имя одного из них, Гемарии, упоминается в 36 главе (10,11 ст.) книги пророка Иеремии:
"И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова..."
Это строение было названо домом Ахиэля только потому, что при его раскопках было обнаружено множество глиняных черепков с оттиском этого имени. Остаётся невыясненным, означала ли печать имя гончара, изготовившего глияные изделия или имя владельца дома.
Руины дома представляют собой строение, состоящее из открытого двора, окружённого с трёх сторон комнатами под крышей.Эти три комнаты использовались как спальни и как кладовые.
Во дворе содержался домашний скот и готовилась пища. Крыша поддерживалась четырьмя колоннами.
Архитектура дома является типичной для периода царства Израильского и Иудейского, поэтому этот тип строений был назван "израильским домом".
Рядом с хранилищем дома был обнаружено каменное сидение туалета, что являлось редкостью в то время.
"Навударзан... слуга царя Вавилонского... сжёг ... все домы в Иерусалиме..." ( 4 Царств 25:8-10)
Слой пепла, сгоревшие предметы быта, наконечники вавилонских и иудейских стрел - всё это подтверждает повествование Библии о разрушение Иерусалима и Храма могущественной вавилонской армией в 586 г. до н.э.
В одной из комнат архелологи нашли полусожжённую домашнюю утварь и даже останки стула из драгоценной древесины - самшита.
В древнем Иерусалиме было несколько систем водоснабжения, а главное - существовал и существует поныне, естественный источник воды - Геон (Гихон, древневр.)
Системы водоснабжения должны были не только обеспечивать жителей города водой, но и быть надёжно защищёнными и предоставлять доступ к воде, во время осады города.
Источник Гихон был главным источником водоснабжения города. Начиная с Бронзового века, когда люди начали пробивать водосборники для дождевой воды, они стали дополнительным источником пресной воды для жителей Иерусалима.
Объём воды в источнике Гихон составляет 600000 - 800000 куб. м в год, а его название в переводе означает - пульсирующий,
Так как источник является карстовым и колличество воды выходит из него с разной мощностью, то создаётся впечатление своеобразное пульсации.
В древности русло Гихона проходило по Кидронской долине.
Древние жители Иерусалима или Салима (Шалем, древневр.), как они сами называли его, соорудили туннель, который сегодня называется Хананейским.
Это были иевусеи, одно из племён жителей Ханаана, как называлась тогда земля Израиля. Его длина была 400 м. Сегодня это канал является сухим.
Наклон этого канала был весьма умеренным и вода текла медленно и тихо.
В стенах канала были прорублены окна, выводившие воду для орошения полей и садов.
Воистину точно как говорил пророк:
"За то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо... наведёт на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его..."
(Исаия 8:6,7)
И предсказание пророка Исаии не замедлило сбыться.
"Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и военными людьми засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.
И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда много воды."
( 2 Книга Параллипоменон 32:2-4)
"Езекия запер верхний проток вод Геона (Гихона) и провёл их вниз к западной стене города Давидова" (ст.30)
Водовод или , как его еще чаще называют - туннель царя Езекии, это часть системы водоснабжения Иерусалима, которая и в наши дни находится под городом Давида.
Он соединяет источник Гихон с купальней (бассейном) Силоам.
И согласно книге Библии 2-ой Паралипоменон 32: 2–4 и 4-ой книге Царств 20:20, этот туннель был уже вырыт во время правления царя Иудеи Езекии, для того, чтобы подготовить Иерусалим к неминуемой атаке ассирийского царя Сеннахирима.
В соответсвии с рассказом Библии, Езекия перенаправил воду через старые в недавно вырытые туннели Иерусалима.
Туннель, который сегодня считается тем самым водоводом Езекии был впервые обнаружен в 1838 году, американским исследователем Эдвардом Робинзоном, которому археология Земли Израиля обязана многими важными находками.
Робинзон со своим команьоном попытались проползти в туннель.
А уже в 1867 году, другой исследователь, Чарльз Уоррен, из Великобритании, не смог заврешить изучение туннеля, так как уровень воды в нём неожиданно поднялся.
Этот пульсирующий поток однажды подверг опасности жизни целой группы израильских школьников в 1974 году. Уровень воды в туннеле пднялся именно тогда, когда они проходили по нему. Дети оказались запертыми в нём на долгое время.
Сегодня и туннель очищен и уровень воды в нём понижен на 60 см.
Однако многие исследователи сегодня задаются вопросом, действительно ли этот туннель был вырыт Езекией в конце восьмого века до н. э. (Железный век II).
Например, загадкой остаётся Силоамская надпись, найденная в южном конце туннеля Езекии.
Она была найдена детьми, игравшими неподалеку в 1880 года, на расстоянии 6 м от выхода из туннеля. Сегодня там установлена её копия.
Позднее она была похищена торговцами древностями и сегодня находится в Музее Древнего Востока в Стамбуле.
Надпись повествует о том, как люди, копавшие туннель, работали в двух направлениях - с севера и с юга - и встретились посередине.
В надписи не упоминается Езекия или ассирийский правитель Сеннахирим I.
Некоторые считают это доказательством скромности царя Езекии, не пожелавшем увековечивать своё имя, на каменной надписи:
«... пробитие. И это был отчет о пробитии. Пока рабочие еще работали кирками, спиной друг к другу, и пока оставалось пробить еще три локтя, каждый слышал зовущий голос другого, потому что в скале на юге и на севере была трещина (zdh). И в момент пробития работники ударили друг в друга, кирка о кирку. Затем вода потекла из источник к пруду на 1200 локтей. И высота камня над головами работников была 100 локтей ".
Хотя большинство ученых относят Силоамскую надпись к Железному веку II, однако существует и мнение, что туннель был пробит на много позже в период Макавеев, а это уже период, начинающийся со 2-го столетия до н.э. и продлившийся до 37 г. до н.э.
Загадкой остаётся и факт того, что форма туннеля является зигзагообразной. Его общая длина 533 м, а расстояние по прямой между его нвходом и выходом составляет всего 320 м.
Также на расстоянии 30 м от места встречи существуют остатки незаконченных работв другом направлении. Возможно сторители совершили ошибку, еоторую впоследствии исправили.
Легко определить и место стыковки двух групп строителей по своебразной каменной ступеньке, высотой 30 см, находящейся на потолке туннеля, а также следами направления зубил.
24 октября 1867 года, капитан Британской армии Чарльз Уоррен, работавший в специально созданном фонде исследования Палестины (PEF) со своим коллегой сержантом Бертлзом исследовали каменный туннель, по которому протекала и собиралась вода из источника Гихон.
Потом они взобрались вверх по вертикальной шахте, имея в распоряжении лишь простые деревянные лестницы. Достигнув вершины, они с удивлением обнаружили себя в подземном скальном проходе, который был до оказа забит мусором и камнями.
Следующими исследователями подземных туннелей стали капиан Монтегю, отпрыск из графской семьии охотник за сокровищами М. Паркер. Они надеялись было обнаружить несметные богатства царя Соломона, но обнаружили лишь еще несколько коротких туннелей. Они пригласили к исследованиям католического священника и археолога из Францисканского института библейской археологии Ecole, о. Хуго Винсента.
Чертежи и отчёты о. Хуго Винсента и до сего дня являются важными научными документами, которые используют учёные.
Система туннелей состоит из нескольких участков.
Участок ступенчатого туннеля, горизонтальный изогнутый туннель, в котором находится известная "шахта Уоррена", а она, в свою очередь соединяется с туннелем ведущим к источнику Гихон.
Согласно гипотезе Ч. Уоррена, жители Иерусалима спускались в туннель, а по нему проходили к шахте, из которой зачерпывали воду. Воду набирали кожаными мешками. А на дно шахты вода поступала из источника по вспомогательному каналу. Его длина - 20 м.
Учёные-библеисты посчитали , что завоевание неприступного и защищенного со всех сторон Иерусалима царём Давидом, произошло через эту шахту.
По их мнению Давид послал небольшой отряд, который пробрался через шахту в город и сумел открыть ворота.
Это объяснение, в принципе, соответствует примерам древних военных завоеваний и описанию Библии. И хотя на страницах Священного Писания нет полного отчёта о тактике, применённой Давидом при завоевании Иерусалима, всё-же существует определённый намёк.
Так в во 2-й книге Царств (5:8) рассказывается о том, что царь обещает награды и титул тому, кто
" убивая Иевусеев, пусть поражает копьём (יגע בצינור - доберётся до водосточного желоба - на древневр.)"
" Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. И сказал Давид: кто прежде всех поразит иевусеев, тот будет главой и военачальником.
И взошёл прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и назвали её городом Давидовым."
( 1 Пар. 11:5-7)
В 1878 г., британский учёный -библеист У.Ф. Берч предположил, что так как Иерусалим и его система водоснабжения были прекрасно защищёны, а иевусеи были уверены в своей непобедимости, завоевание города требовало применить военную хитрость, манёвр.
Ведь не зря они говорили Давиду:
"...ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые, - это означало: не войдёт сюда Давид". (2 Царств 5:6)
Военная хитрость часто использовалась в древности.
И поэтому предположение о том, что Иоав с группой воинов воспользовался шахтой Уоррена, для того, чтобы пробраться в город, казалось логически обоснованным.
Научные споры разгорелись о том, можно ли было физически подняться по такой вертикальной шахте, а лингвисты спорили о значении древнееврейского слова צינור ("цинор"), которое можно перевести и как желоб и как поток .
(См. Псалом 41:8)
Результаты исследований и раскопок, проведённых экспедицией Паркера в 1909 -1911 гг. утверждали, что шахта Уоррена была пробита в хананейский период.
Однако исследования, проведённые с 1978 по 1985 гг. израильским архелолгом И. Шило, на основании отчётов геолога Д. Гиля, показали, что систему туннелей не расширяли и не углубляли искусственно до 1000 г. до н.э.
И. Шило посчитал, что инженерные сооружения по защите водных источников, по аналогии с подобными им, найденными на территориях древних городов Хацор, Гезер, Ивлеам, были построены уже израильтянами, а не иевусеями.
В 1995 г. израильские археологи Рони Райх и Эли Шукрон, в результате проведённых раскопок, пришли к следующим выводам (Reich and Shukron, 1999):
"Мы... столкнулись с остатками монументальных камней и построек и решили погрузиться глубже. В превый раз мы столкнулисьс углом огромной кладки, построенной... рядом с источником. Мы ... обнаружили остатки башни, возведённой вокруг источника, чтобы защитить его."
Толщина стен этой башни составляла 3,5 м, а размеры - 14 на 17 м. Строительные блоки были колоссальных размеров , длиной около 2 м и шириной до 1м.
Рядом с бассейном, археологи обнаружили остатки ещё одной башни.
Р.Райх и Э.Шукрон выдвинули предположение, что в 18 в. до н.э был сооружён пруд, башня и стена для его обороны и защищённый проход, по которому жители города могли приходить за водой.
Каменотёсы двигались с двух сторон, пробивая туннель. Они пробивали мягкую породу (называемую "мелекех" ). Твёрдая порода ("мици амор") оставалась у них под ногами. Ориентируясь по залеганию породы, строители туннеля неизменно продвигались навстречу друг другу и таким образом завершили пробивание туннеля. Они не подозревали о существованиии вертикальной шахты (Уоррена), которая возникла естественным путем, в результате карстовых процессов.
Затем спустя сотни, а то тысячу лет, приблизительно в 8 в. до н.э., в период правления царей Иудеи, пол в туннеле был занижен и строители наткнулись на вертикальную шахту (Уоррена). По их мнению она никогда не использовалась для набора воды, а так как обнаружена была значительно позже завоевания Иерусалима Давидом, то следовательно не могла быть тем самым желобом ("цинор") , по которому Иоав с группой воинов пробрался в город.
За городскими стенами находился пруд, высеченный в скалеи защищённый каменной башней. Вероятно вначале он заполнялся дождевой водой, а лишь впоследствии к нему, при помощи канала, были проведены воды источника Гихон. Сооружения эти были построены в хананейский период, жителями города иевусеями, еще до завоевания Иерусалима израильтянами.
Возможно именно здесь и был помазан на царство знаменитый царь Соломон.
" ... и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гихону. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою и весь народ восклицал: да живёт царь Соломон!"
( 3 Царств 1:39)
Историк Иосиф Флавий пишет, что этот царь во время постройки Иерусалимского Храма использовал строительные блоки необычных колоссальных размеров и что он, "поручил рабочим наломать для фундамента Храма огромных камней." ( "Иудейские древности" кн. 8:2,3)
Новые данные, полученные в результате радиоуглеродного анализа C-14 органических материалов, найденных под кладкой башни переносят период её постройки намного ближе к периоду царя Соломона (9-8 вв. до н.э.). Так что представляется вполне возможным, что колоссальных размеров сторительные блоки, заложенные над источников, были построены знаменитым строителем древности, мудрым царём Соломоном!
" И почил Давид с отцами своими и погребён был в городе Давидовом"
(3 Царств 2:10)
" За ним чинил Неемия... до гробниц Давидовых".
Неемия (3:16)
"...что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты высекаешь себе гробницу? Ты высекаешь себе гробницу на возвышенности, ты вырубаешь в скале обиталище себе!"
( Исаия 22:16)
Давид, вероятно умер в 70 лет, так как он вступил на престол в возрасте 30 лет и правил над Израилем в течение 40 лет. ( 3 Царств 2:11)
Исследования Библии и аррхеологические раскопки в граде Давидовом проливают дополнительный свет на вопрос местонахождения гробницы этого великого царя.
К примеру, о ней говорится в книге Неемии. Он описывает детали починки иерусалимских стен, после возвращения изгнанников.
В частности , Неемия сообщает, что "ворота источника чинил Шалуум... (и) стену у поливального водоёма Селах (Силоам)."
(3:15-16)
Место, описанное в этом стихе указывает на тот участок Града Давидова, который находится недалеко от недавно обнаруженной Силоамской купели.
А стих 16 той же главы непосредственно указывает на что рабочие восстанаваливали стены " до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда..."
Следовательно захоронение царя Давида находилось рядом с Кидронской долиной, в южной части города.
В талмудической литературе описывается дискуссия между Рабби Акивой и другими мудрецами о могилах царей и пророков. Рабби Акива требовал убрать все могилы из пределов города.
Когда речь заходит о могилах Давида и пророчицы Хульды, то Рабби Акива утверждает, что всё нечистое уже было вынесено ранее: "Там был туннель и всё нечистое выносилось по подземным ходам в Кидронскую долину." (Тосефта, Бава Батра 1:11)
Туннель, который находится рядом с Кидронской долиной - это местоположение туннелей Града Давидова, раскопки которого, находятся у подножия Западного холма города.
Французский исследователь Шарль Клермон-Ганно в 1887 году высказал предположение, что одной из причин по которой, так называемый туннель Езекии делает петлю, было желание строителей избежать ритуального осквернения при проходе вблизи царских гробниц. Широко известно, что евреи не хоронят умерших в городских пределах, буквально следуя заповеди "не оскверняй себя прикосновениемк умершему из народа своего" ( Левит 21:1).
Барон Эдмонд де Ротшильд поручил французскому археологу Раймонду Вайлю провести систематические раскопки в граде Давида, в надежде обнаружить истинное захоронение царя Давида.
Последний, в результате проведённых раскопок и исследований, в 1913 году, обнаружил 9 могил, вырубленных в скале, на территории града Давидова. 8 из них были расположены вместе, а одна стояла поодаль. Пещеры были обозначены T-1 до T-9. Пещера T-9 вызвала особый интерес исследователей.
Она представляла из себя своеобразный туннель или корридор высотой 4 м, длиной - 16.5 м и шириной 2.5 м. Вайль также обнаружил внутри этого помещения нишу, размером подходящим для того, чтобы положить туда завернутое в саван тело, ( 1.8 м на 2.5 м).
Р. Вайль был убеждён, что обнаружил гробница царя Давида, хотя и не обнаружил никакой надписи, которая могли бы его гипотезу подтвердить. Известно, что могилы очень часто разграблялись и осквернялись.
Например, иудейский историк 1-го столетия нашей эры, Иосиф Флавий утверждает, что царь Иудеи Ирод возжелал ограбить гробницу Давида и обнаружил, что это уже успели сделать до него. ("Иудейские Древности" 16:7:1)
Уместно напомнить, что Флавий сообщает, что гробница Давида в его время почиталась где-то вблизи от дворца Ирода и первосвященника Каиафы, то есть, там где находится и поныне традиционная Гробница царя Давида.
О том, что в начале нашей эры у иудеев не было сомнений в местоположении захоронения этого великого царя свидетельствуют и слова ученика Иисуса Петра, в его обращении к народу в день Пятидесятницы:
"Мужи братия! Да будет мне позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребён, и гроб его у нас и до сего дня."
( Деяния апостолов 22:6)
Иными словами, слушателям Петра было известно местонахождение гробницы Давида. Было ли оно аутентичным или сложилось под влиянием местных преданий и традиций - этот вопрос остаётся открытым.
Вероятно к периоду начала нашей эры, память о захоронении царя Давида на территории Града Давидова могла не сохраниться.
Однако многие учёные не разделяют уверенности Р. Вайля в том, что он обнаружил царскую гробницу. Во многих пещерах проводились работы уже в период начала нашей эры, непосредственно перед разрушением Второго Иерусалимского Храма. Об этом свидетельствуют найденные в гробницах следы цементного раствора и треугольные ниши, выбитые для установки масляных ламп.
Среди археологов не согласных с выводами Вайля была и британский археолог Леди Кетлин Кеньон. Она утверждала, что вырубленные в скале пещеры были цистернами или складскими помещениями. Естественно, важно учитывать и человеческий субъективный фактор в работе исследователей. Еврею Раймонду Вайлю, работавшему по поручению Ротшильда не терпелось найти могилу знаменитого царя Израиля. В то же время К. Кеньон была известна антисионистскими и антиизраильскими взглядами и высказываниями. Эти взгляды очень сильно влияли и на ее интерпретацию истории земли Израиля и народов, населявших эту землю.
Но всё же главным препятствием на пути в признании найденных гробниц действительно царскими был тот факт, что они по внутреннему строению и дизайну они не отвечали тем критериям истинной грандиозности, какими отличались усыпальницы того славного периода.
Гробницы периода израильских царей и по ныне существующие в Кидронской и в долине Кетеф-Хинном, (так называемая Геена) отличаются большей грандиозностью и помпезностью, нежели предполагаемая гробница самого царя Давида. (!)
С другой стороны, большинство этих гробниц были построены почти 200 лет спустя после правления Давида. В этот период Иудейское царство переживало расцвет. А во времена царствования Давида, ни его политическая власть , ни династия еще не были вполне окрепшими.
Исследователь Д. Зорн, например, утверждает, что архитектурное наследие Ближнего Востока конца бронзового и начала железного века ( 12-10 вв. до н.э.) было довольно скромным и лишенным сложных элементов и роскоши.
Д. Зорн также выдвинул гипотезу объясняющую причину захоронения Давида в городской черет, что противоречило и иудейской традиции и заповеди. (Числа 19) Зорн считает , что истинной причиной захоронения царя внутри городских стен был страх осквернения и разграбления его могилы.
Вероятно пророк Исаия, современник Езекии и, в какой-то степени, душепопечитель царя ( см. статью Царь Езекия) писал о купальне Силоам:
" И устроили вы хранилище между двумя стенами для вод древнего водоёма. А не взирали на Того, Кто издавна это определил."
( Исаия 22:11)
Также в книги Неемии повествуется о реставрации Иерусалима и его стен. Глава 3 ст. 15 упоминает ворота у источника:
" Ворота Источника чинил Шалуум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы:
он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, - он же чинил стену у водоёма Селах (Шелах или Шилоах на древнеевр.) против царского сада и до ступеней , спускающихся из города Давидова."
А следующий стих говорит о починке Неемией
"до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда..." (ст. 16)
И действительно, на местности раскопок - всё сходится! За гробницами Давидовыми следует выкопанный пруд - купальня Силоам! Вот где, действительно путеводителем туриста становится Библия!
А вот и история, записанная в Новом Завете. Интересно отметить, что об исцелениях, совершённых Иисусом в Иерусалиме, упоминается лишь в Евангелии от Иоанна. Иоанн рассказывает о двух исцелениях, одно из которых было совершено в купальне Вифезда, а другое в Силоам.
" И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я - свет миру. Сказав это, Он плюнуд на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся и пришёл зрячим."
( Ин. 9:1-7)
Ни водохранилище, упомянутое пророком Исаией, ни то, о котором говорится в период восстановления Иерусалима Неемией, до сих пор не были обнаружены археологами.
Из 4 Книги Царств 20:20 также известно , что царь Езекия посторил пруд и провёл воду в огород:
"Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и отом, что он сделал пруди водопровод ипровёл воду в город, написано в летописи царей Иудейских."
Может быть это и есть тот самый водоем, остатки которого были обнаруженй совершенно случайно археологами Р. Райхом и Э. Шукроном в 2004 году.
И теперь уже стало известно доподлинно, что водоём этот был построен уже в период царя Ирода, в 1 столетии н.э. Об этом свидетельствуют и монеты периода царствования хасмонейского царя А. Янная ( 103-76 гг. до н.э.) и времён Большого Иудейского Восстания ( 66-70 гг. н.э.)
Значит это и есть тот самый бассейн, о котором упоминает Евангелие, а его название на древнееврейском Шилоах действительно может означать "посланный".
Бассейн этот или купель, мог использоваться и для ритуального омовения иудеями того периода.
В период Византийской империи на месте этого бассейна была построена церковь, по указу императрицы Евдокии ( 400-460 гг. н.э.) Церковь эта указана на карте Мадабы. Руины бассейна и церкви были обнаружены археологами в 20-м веке.
Действительно удивительные открытия были сделаны на территории града Давидова с 19-го века и до наших дней. Этот участок города превратился в своеобразный музей под открытым небом.
Он был и остаётся самым впечатляющим археологическим экспонатом Иерусалима, да и вероятно, всей страны Израиля.
Нигде в стране не проводилось такое количество раскопок, помноженное на такой маленький клочок земли.
Поистине Град Давидов можно назвать сердцем и колыбелью Иерусалима!