Город Иерусалим возник вблизи источника Гихон, между двумя долинами – Терапеон и Кидрон. В научных кругах эту колыбель древнего города принято
называть град Давидов.
Отсюда город начал развиваться и расширяться на запад, наиболее интенсивно – в vווו столетии до н.э. (Сегодня это территория еврейского и армянского
кварталов Старого города.) В период пика своего развития, Иерусалим был застроен и на западной и на восточной возвышенностях, между Кидронской долиной и долиной ада (Гай Бен Ином) и до территорий сегодняшнего Русского Подворья.
После разрушения וו Храма и вплоть до конца xוx в, Иерусалим оставался в пределах современного Старого города, ограниченный городской стеной.
В 50-х гг. xוx в., в связи с деятельностью еврейских организаций и меценатов и различных европейских христианских миссий, Иерусалим вышел за свои исторические границы. В это же время немецкая
протестантская община темплеров построила район, получивший впоследствии название Немецкой колонии. Город начал интенсивно развиваться. Одновременно начали заселяться и осваиваться и арабские
районы Восточного Иерусалима: Мусрара, Шейх Джерах, Уади Джоз.
В период Британского мандата город расширился в основном на запад и были заселены пустующие районы между заселенными кварталами. Этот период характерен созданием единого плана развития города,
выработанного британским управлением, муниципальными законами, направленными на сохранение исторических зданий и придание городу единого архитектурного облика. (Закон об облицовке зданий
«иерусалимским камнем».)
После образования государства Израиль в 1948 г. и до 1967 г., Иерусалим развивался исключительно в западных районах. Причиной была линия прекращения огня между Иорданией и Израилем, разделявшая
Восточный (включая Старый город) и Западный Иерусалим.
5.12.1949 г. правительство Израиля издало закон о статусе Иерусалима, провозгласив его столицой государства. Парламент Израиля – Кнесет был переведен в Иерусалим из Тель-Авива.
После окончания военных действий 5.07.1967 – 10.07.1967, получивших название Шестидневной войны, Иерусалим был воссоединен в единый город. Началось интенсивное строительство, ведшееся в северных
районах города. В этот период были построены и заселены районы Французской возвышенности (А-Гива А-Царфатит), Рамат Эшколь, Гиват А-Мивтар.
В 1971 г. началась постройка современных жилых массивов в районе Гило, Ар А-Цофим, Рамот, Тальпиет Мизрах.
Одновременно начались интенсивные раскопки у Храмовой горы и в еврейском квартале Старого города. В дальнейшем еврейский квартал Старого города был полностью восстановлен и реконструирован.
Население города сегодня составляет 960000 человек, 34% которых составляют арабы, 2% - христиане, 66% - евреи.
Однако еще в 1800 г. в Иерусалиме проживало всего 9000 человек, из которых 2700 были евреи, остальные – арабы. Но уже в 1870 г. в Иерусалиме было 22000 человек, из которых 17000 человек
составляли евреи. Темп роста населения в этот период был очень высоким;
1880 г. – 32000;
1890 г. – 42000;
1910 г. – 70000;
1946 г. – 177000, из которых 89000 – евреи;
1961 г. – 244000;
1977 г. – 370500, 268500 – евреи;
1980 г. – 407100, 292300 – евреи;
1990 г. – 524500, 378200 – евреи;
1998 г. – 633700, 433600 – евреи.
Универсальное значение этого «вечного» города было заложено во времена выдающегося израильского царя,
мудреца и провидца – Соломона. Он построил первый, насколько это известно в истории человечества, храм единому Богу. Дата постройки – приблизительно 957 г. до н.э. В своей молитве, посвящая этот
храм великим целям, Соломон просит:
«...Всякую молитву... и всякое прошение от любого человека услышь с неба... если и иноплеменник придет из земли дальней ради имени Твоего и помолится у храма сего... услышь с неба и сделай
все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник...» (3 книга Царств 8:38-41)
Итак задачи и цели иерусалимского храма со времен его основания превосходили узкие национальные границы еврейского народа. Это был храм для всего рода человеческого. Эту идею продолжат пророки,
среди которых самым выдающимся выразителем универсальных идей был Исаия:
«И пойдут многие народы, и скажут прийдите взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима.» ( Книга
пророка Исаии 2:3)
«Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов.» (Ис. 56:7)
Еврейское предание в Мидраше предсказывает Иерусалиму стать светом для народов, в полном соответствии со словами пророка:
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию» (Исаия 60:1,3)
Слово, которое было к Исаии от Всевышнего о Иерусалиме предвозвещает:
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставленаво главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: прийдите, и взойдем на гору
Господню, в дом Бога Иаковлева. И научит Он нас Своим путям и будем ходить по Его стезям; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима.» (2:2-3)
И великий пророк последних дней Захария говорит о том, что все народы «будут приходить из года в год» в Иерусалим «для
поклонения» Богу «и для празднования праздника Кущей» (14:16)
«Иерусалим – свет миру» , говорили еврейские мудрецы (Мидраш Раба). Еврейское предание Галаха учит о том, что святость Иерусалима выше
святости остальной земли Израиля. (Мишна, Килим, 81) Так Всевышний обещал Соломону при постройке Храма: «И будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Царств 9:3)
Несмотря на то, что Первый храм, построенный Соломоном был разрушен в 586 г. до н.э. вавилонянами, Второй – в 70 г. н.э. римлянами, в еврейском
народе живет сильнейшая вера и упование на то, что Храм будет восстановлен. Особенно сильно эти чаяния связаны с верой в приход Мессии. И не случайно, ведь последний пророк Иудеи Захария
предсказывает:
«Вот Муж, и имя Ему Отрасль (Цемах Цедек), Он произрастет из Своего корня и воссоздаст Храм Господень»
Иисус, видимо был знаком с этими словами, говоря:
«Разрушьте сей Храм и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2) Хотя конечно, евангелисты подчеркивают, что говоря это он имел в виду собственную
смерть и воскресение.
Традиция паломничества в Иерусалим была заложена в ветхозаветные времена. В течении трех главных праздников (Кущей, Пасхи и Пятидесятницы), сыны
Израилевы должны были предстать пред лице Господне в Иерусалиме, в книге Второзакония говорится:
«Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник
седмиц и в праздник кущей; никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками.» (16:16)
Впоследствии Всевышний говорит:
«С того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором
пребывало бы имя Мое.... но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое.» (2 Парап. 6:5,6)
Итак, Иерусалим становится центром паломничества израильтян ( русское слово паломник вероятно произошло от слова пальма, с ветвями которой нужно
было приходить в Иерусалим).
50 из 150 псалмов прославляют Иерусалим. Они называются песнями восхождения, потому что для того, чтобы явиться пред лице Господа, нужно было
совершить восхождение и в географическом смысле и в смысле духовном.
«Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.» (Пс.124:2)Когда смотришь на города с обзорной площадки
археологического парка Град Давидов, ясно видны очертания, теперь уже застроенных, горных вершин: Масличной горы к востоку, горы Сион к северу и на юге холма Армон а-Нацив, получившей свое
название в честь находящегося там здания губернатора британских властей.
В начале нашей эры традиция паломничества не угасла. Мы читаем в Евангелии о том, что Мария и Иосиф, Иисус и ученики неоднократно приходили в
Иерусалим в течение религиозных праздников. Как и у себя на родине в Назарете, Иисус не сотворил и в Иерусалиме много чудес ( евангелисты рассказывают только о двух исцелениях), натолкнувшись на
неверие народа и презрение религиозных вождей.
«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Луки 2:41)
«Приближалась Пасха Иудейская и Иисус пришел в Иерусалим» (Иоанн 2:13)
«После сего был зимний праздник обновления, (Ханука?) и пришел Иисус в Иерусалим» (Иоанн 5:1)
«Приближался праздник Иудейский – постановление кущей... и Он пришел на праздник не явно, но как бы тайно..» (Иоанн. 7: 2,10)
Последний, в течение Своего земного служения, праздник Пасхи, Иисус отпраздновал с учениками в Иерусалиме тайно, так как жизнь Его была в опасности.
Горница Тайной Вечери, указывающая ее местонахождение, является сегодня одним из наиболее посещаемых в Иерусалиме святых мест.
Смерть Иисуса на кресте, его воскресение и вознесение, обетование второго пришествия и излияние Духа Святого в праздник Пятидесятницы (когда ученики
Его снова были в Иерусалиме) – все эти события произошли в Иерусалиме. А самым святым местом для миллионов христиан всех конфессий, является знаменитый Храм Гроба Господня или Воскресения
Христова, указывающий место распятия (Гологофу), захоронения - гробницу и воскресения основоположника христианства. Церковь была построена в 335 г. по указу императора Константина. В общем в
Иерусалиме насчитывается более 150 церквей, представляющих весь спектр христианских конфессий.
Согласно еврейской традиции в Иерусалиме находятся важнейшие святые места:
Храмовая Гора;
Стена Плача;
гробница царя Давида;
гробницы царей Израилевых;
пещера Шимона праведника;
Маслиничная гора и кладбище Кидронской долины;
Важно также отметить факт, что в Иерусалиме находится более 1000 синагог и религиозных школ.
Святость Иерусалима в исламе основана на учении Корана, в частности в 17 суре (1) Аль Исра сказано:
"Восславим Аллаха и превознесём Его величие, отвергая от Него всё, что не подобает Ему! Это - Он, кто содействовал рабу Своему Мухаммаду совершить путешествие из Неприкосновенной мечети (аль- Масджид аль-Харам) в Мекке в мечеть "отдалённейшую" (аль-Масджид аль-Акса) в Иерусалиме, где Мы даровали благословенный удел жителям её окрестностей, чтобы показать ему путём Наших знамений, что Бог один и Он Всемогущ. Поистине, Аллах Единый - Всеслышащий и Всевидящий!" ( в оригинале слово Иерусалим отсутствует).
Согласно этому нарративу, Мухаммад вознесся на небеса с Храмовой Горы и отныне она получила название Аль Харам аль Шариф - священное место. На этом месте, там же где во времена Соломона и Иисуса стоял Храм единому Богу, во времена первого исламского завоевателя города, халифа Омара, была построена мечеть. Мечеть дальняя, Аль Масджид Аль Акса была построена вначале халифом Абд Аль Маликом и закончена его сыном Аль Валидом в 705 г. н.э. В 746 г. мечеть была разрушена в результате землятрясения, позднее востановлена, вновь разрушена мощным землятрясением 1033 г. а спустя два года предстала в том виде, в котором ее можно увидеть и сегодня. Ее перестроил мусульманский правитель Али Аз-Захир.
Именно Мечеть Аль Акса почитается третьей святыней ислама после Мекки и Медины.
Мечеть Куббат Ас-Сахра или Купол над Скалой, с которой, согласно истории из Корана, Мухаммад вознесся на небо, была построена между 687-691 гг. Абд Аль Маликом, архитекторы - Ярид Бен Салам и Раджа Бен Хайва.
Исламская традиция не скупится на эпитеты по отношению к Иерусалиму:
"Идущему на поклонение из Мекки в Дальнюю Мечеть, да простятся все грехи...."
"Молящийся в Иерусалиме, подобен молящемуся на небесах."
"Живущий в Иерусалиме, как сражающийся на священной войне".
А в соответствии с устными преданиями мусульман (Хадис), священный камень Кааба будет пересен в Иерусалим из Мекки в День Суда.
А сегодня в Иерусалиме более 70 медресе и мечетей.
(продолжение следует)