Древняя земля Израиля является живым свидетельством истинности тех событий, которые мы находим на страницах Священного Писания.
В христианской среде бытует мнение, что учение Христа было совершенно новым и аутентичным, не имевшим ранее аналогов на мировой сцене. Последние исследования, однако, показывают что это мнение спорно. Кажется более вероятным, что Божественное Провидение подготовило религиозные движения и целый пласт идей, философии, если можно так выразиться, предвосхитивших появление христианства.
В Кумране, в среде древних иудеев, называвших себя ессеями, обнаружено схожее с ранним христианством мировоззрение.
Местность, в которой находилось поселение ессеев располагается в Иудейской пустыне, среди острых горных утесов. К югу от него простирается северная оконечность Мертвого моря, на востоке виднеются горы Моава, находящиеся в пределах Хашимитского королевства Иордании. В пределах видимости находится и город Иерихон, один из самых древних на Ближнем Востоке.
Совсем недавно, в 1947 году, здесь были сделаны удивительные открытия - обнаружены древние свитки, что произвело настоящую революцию в понимании Библии и людей, населявших эту местность во времена Нового Завета. Только в одной из пещер, которая находилась недалеко от общественных помещений поселения, было найдено около 15000 фрагментов древних текстов, относящихся к 600 различным свиткам. В этой пещере сохранились следы полок, поэтому исследователи иногда называют ее библиотекой. Всего в Кумранских пещерах найдено около 850 свитков, однако в хорошем состоянии сохранилось лишь 12 из них. В дальнейшем проводились поиски по всей территории Иудейской пустыни, однако именно тексты из Кумрана вызывают наибольший интерес в научных кругах. Тексты, найденные на территории Кумрана, в основном представляют собой литературные памятники, в то время как свитки, обнаруженные в других районах Иудейской пустыни, не представляют интереса для широкой публики. Там найдены, в большинстве своем, архивы, своеобразные квитанции об уплате за товары, брачные соглашения и прочее.
Итак, какие-же рукописи были найдены в Кумране? Проф. И.Д. Амусин выработал их условное деление на 3 группы:
1. Ветхозаветные книги, на древнееврейском, арамейском и греческом языках;
2. Апокрифические сочинения;
3.Неизвестные сочинения, созданные или в кумранской, или в сходной с ней духовно, среде.
Это открытие также совершенно изменило, бытовавшие в прошлом, стереотипы личности Христа и представления о его учении . Конечно, мы не пытаемся заявить, что существуют какие-либо свидетельства того, что Иисус когда-либо находился здесь или был каким-то образом связан с ессеями.
Однако необходимо сделать историческое отступление, что-бы лучше понять ту эпоху, о которой мы собираемся говорить.
Около 200 лет до н.э. в Иерусалиме правила Хасмонейская династия или как их еще называли - макавеи. В течение этого периода, не вникая во все детали, был назначен первосвященник, который, по мнению многих, не имел ни подходящих моральных качеств, ни династической линии, позволявшей-бы ему занять этот пост. Итак, группа очень ревностных иудеев, ессеев, оскорблённая нечестием первосвященника, покинула Иерусалим и вышла из среды евреев того времени для того чтобы создать сообщество верующих, не имеющих ничего общего с Иерусалимом и храмом, создать альтернативу тому, что по их мнению, было отступлением от истины. Ессеи решили полностью изолироваться от общества и жить по образу того, что сами считали истинной религией.
Очевидно, ессеи создали свою коммуну приблизительно около 200 г.до н.э. Их сообщество просуществовало приблизительно до 31 г. до.н.э., когда очень сильное землетрясение разрушило все постройки и принесло гибель сотням людей. Местность оставалась в запустении до, примерно 4 г.н.э, когда Архелай, сын Ирода Великого стал правителем этого района после смерти отца. Тогда ессеи вернулись сюда и воссоздали поселение. Оно просуществовало до 68 г.н.э. и в конце концов, римская армия, возвращаясь из Галилеи, стерла его с лица земли. С этого времени, насколько нам известно, ессеи исчезли со страниц истории.
Ессеи были сообществом верующих иудеев, верящих, что они должны были выйти из погрязшего в грехах мира, изолироваться и создать новую религиозную общину, с особым отношением к чистоте и прославлению Всевышнего. Их мессианские чаяния были столь сильны и они ожидали его прихода непосредственно в своем поколении, что даже надеялись на то, что с приходом Мессии истинное священство в Иерусалимском храме будет восстановлено и династия Давида вернется на трон. Возможно именно для этой роли готовили они свою общину.
Скорее всего ессеи не жили в зданиях, обнаруженных и реставрированных сегодня. В основном это были здания коммуникации - столовая, своеобразная библиотека, комната писцов и пр.
Сами члены общины, вероятно, жили в кущах или в близлежащих пещерах. Большинство рукописей, о которых упоминалось выше, были написаны общиной ессеев или, как их часто называют - кумранитов. Рукописи писали на свитках из кожи и папируса и даже на медных листах. Были сделаны копии почти всех книг Библии, входящих в масоретский канон, а также книги, описывающие устав жизни общины и вероучение, писания, предвосхищающие наступление новой эры и пришествие Мессии.
Некоторые книги Библии, например - Псалтирь, сборник религиозной поэзии, представлен в 36-ти экземплярах, последняя книга Моисеева пятикнижия - Второзаконие переписана в 27-ми экземплярах. А книга пророка Исаии, которую часто называют благой вестью Ветхого Завета, из-за обилия пророчеств, предсказывающих приход Мессии, представлена 21-й копией. По не до конца ясным мотивам, ессеи скрыли все свитки в пещерах, находящихся вблизи поселения. Сегодня бытует мнение, что они просто складировали документы, которые устарели или пришли в негодность. Мы знаем, что религиозные писания, пришедшие по какой-либо причине в негодность, не выбрасывались, а сохранялись в так называемоей гнизе. Ессеи знали о приближающейся римской армии и, возможно, пытались сохранить самое драгоценное для них от гибели. К счастью для нас, большинство документов остались укрытыми до 1947 года, когда бедуинские мальчики случайно обнаружили глиняные кувшины, в которых хранились свитки. Их открытие представляет для нас огромную ценность. Во-первых, оно позволяет нам заглянуть в первое столетие нашей эры и понять каким именно было религиозное мышление людей этой эпохи. Во-вторых, учение ессеев обладает поразительным сходством и с теми идеями, которые принёс идейный предшественник Христа - Иоанн Креститель, а книга Сынов Света использует образы, которые мы находим в Новом Завете и в евангелиях и в книге Откровения Иоанна Богослова. В найденных текстах можно обнаружить не только параллели с понятиями и образами, которые позднее нашли свое отражение в Новом Завете, но даже буквальные совпадения. Богословие раннего христианства отличалось простотой мысли: человек грешен, искупление грехов принес Мессия через свою смерть и воскресение, божественная справедливость будет выражена на последнем суде, тогда грешники будут наказаны, а праведники вознаграждены. Совершенно идентичные идеи находятся и в кумранитском комментарии на книгу пророка Аввакума. Кумраниты также создали образ Учителя Праведности, основателя нового союза между Богом и людьми. Учитель Праведности, как и Христос был не понят современниками, преследуем храмовой верхушкой и ненавидим религиозными партиями того времени.
У.Ф.Обрайт, один из наиболее значительных исследователей Ближнего Востока 20-го века, пишет: "... многое из религиозной практики первых христиан заимствовано из соответствующей практики ессеев." Действительно, весь образ жизни ессеев удивительно похож на образ жизни ранннехристианского монашества. Схожими являлись тенденция к общинной собственности, обрядом водного очищения, а также поразительное совпадение между трапезой с хлебом и вином и христианской евхаристией. До последнего времени было принято считать, что ессеи были безбрачной общиной, но недавние археологические находки их захоронений доказывают обратное. Были обнаружены останки женщин и даже детей. Однако отношение к внешенму миру, желание жить в самоизоляции очень сходно с подобными тенденициями монашества. Надо заметить, что учение Христа представляет полную противоположность взглядам ессеев по этотому вопросу. Ессеи и христианские отшельники выходили из гибнущего мира в надежде спастись от морального разложения и ожидая, что те из людей, которые возжелают узнать истину, последуют за ними и сами найдут их. Христос же учил: "И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме." (Мф.5:16). Он говорил своим ученикам: "Вы - свет миру" (Мф.5:3), призывая нести этот свет в мир, не дожидаясь того, чтобы люди искали их. Говоря о свете, Иисус подразумевал не голые теологические доктрины, а деятельную любовь к ближнему, способную изменить окружающую действительность и таким образом расширить пределы того царства, пришествие которого Он пришёл возвестить....
(Миллионы туристов посещают сенсационное место, где были найдены свитки и где проживала община,своим образом жизни так сильно напоминающая первых христиан)
В одной из этих пещер были найдены первые свитки, пролившие свет на развитие иудаизма в период Первого Храма и на такую явную связь между идеями ранних христиан, а прежде всего предшественника и единомышленника Иисуса, Иоанна Крестителя. Иоанн подвизался, вероятнее всего в пределах Иудейской пустыни. Евангельские источники не дают точной географии местности. Мы знаем, что Иоанн крестил Иисуса в Иордане, в Вифаваре, (Ин.1:28) а потом он крестил народ "в Еноне, близ Селима, потому что там было много воды". (Ин.3:28) Это место более или менее совпадает с устьем реки Иордан, где она впадает в Мёртвое Море. На месте, где находится Бейт-Авара сегодня, в 16-го веке был построен монастырь св. Иоанна. Итак тарадиция и современные исследования указывают места деятельности Иоанна вблизи места деятельности общины кумранитов.
Взаимовлияние и преемственность традиций хорошо прослеживается и на примере практики ритуального омовения, существовавшего в общине кумранитов. Семь ступеней ( число семь - священное в иудейской традиции, семь дней творения и седьмой день недели, день покоя). Ступени были разной ширины и высоты, не позволяя, согласно замыслу, забыть о важности и святости омовения. Омовение совершалось дважды в день и выполняло не только гигиеническую функцию. Оно символизировало и очищение от ежедневных грехов, которые вольно или невольно совершает человек. Такого рода омовения и по сей день практикуется в современной синагоге.
В условиях сурового климата Иудейской пустыни, самым насущным вопросом для выживания человека был и остается вопрос воды. Древние владели секретами использования дождевой воды. Количество осадков в Иудейской пустыне минимальное - от 350 до 100 мм дождя в год. Поэтому дожди, прошедшие в Иерусалимских горах, вырываются потоками водной массы, несущими грязь, камни и воду в Мёртвое море. Этот поток задерживался плотиной и акведуком, распределявшим воду в выкопанные цистерны.
Write a comment