Купальня Вифезда

Евагельские источники

Не представляется ясным из евагельских источников сколько раз Иисус посетил Иерусалим за период своего публичного служения. Исходя из свидетельства синоптических Евангелий, Иисус посетил Иерусалим лишь однажды (если не брать в расчет паломничества в святой град во время его детства и отрочества). 

Однако согласно Евангелия от Иоанна таких посещений было три или даже четыре.

Ин. 2:13  - "Приближалась Пасха Иудейская и Иисус и пришёл в Иерусалим";

Ин. 5:1 -"После сего был праздник Иудейский и Иисус пришел в Иерусалим";

Ин. 7:2 - "Приближался праздник иудейский - постановление кущей... 7 ст. "... и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно".

Ин. 10 - "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима".

Посещение Иисусом Иерусалима во время зимнего праздника обновления, толкователи обыкновенно связывают с праздником Хануки, установленным за полтора столетия до рождества Христова.

Сведения, данные в Евангелии от Иоанна определенным образом дополняют факты, изложенные синоптиками (Марк, Матфей, Лука), которые. по видимому взяты из единого источника. Без них невозможно восстановить потрясающей драмы жизни Ииусуса, да и понять своеобразие его учения, изложенного евангелистами и раскрытого его апостолами.

Согласно евангельской истории, бассейн Вифезда находился недалеко от городских стен и Овечьих ворот.

 

Евангелие сначала было записано на греческом языке (по крайней мере, насколько возможно установить сегодня), но лингвисты попытались восстановить его на древнееврейском и арамейском языках Иудеи I века. Они хотели определить названия географических населенных пунктов, значения некоторых слов, истолковать толкования Евангелия в контексте языков оригинала.

 

Названию Вифезда, вероятно, соответствует Бейт Хесда, что на арамейском означает Дом Милосердия. Другое возможное название - Бейт-Цайда, или Дом охоты (рыболовства), исходя из того, что в водохранилище велась рыбалка.

 

Во времена Иисуса евреи почитали его за его исцеляющие способности.

 

 Современная идентификация местоположения купальни Вифесда находится в мусульманском квартале Старого города Иерусалима, расположенном на пути к долине Бет-Зета.

В 19 веке в Иерусалиме поселился немецкий археолог и ученый Конрад Шик. Он обнаружил и идентифицировал это место. Он назывался Верхний бассейн и существовал в 8 веке до нашей эры, когда через долину Бет Зета была построена плотина. Дополнительный бассейн был построен около 200 г. до н.э.

 

Священное место и лечебная купальня Асклепион были построены римским императором Адрианом во 2 веке нашей эры и посвящены греческому богу исцеления Асклепию (или Серапису, что означает терапия). В древнегреческой мифологии Асклепий - герой и бог медицины, сын Аполлона и отец Гигиеи (Гигиены), богини и олицетворения здоровья, чистоты и санитарии, а также Панацеи, богини универсального лечения.

 

Обычный «лечебный» метод в этих бассейнах (чем-то напоминающих современные спа) включал массаж, диету, отдых и погружение в лечебные воды бассейна.

Исцеленные счастливцы приносили пожертвования в храм Асклепия, которые зачастую представляли из себя гипсовые или мраморные репродукции исцеленных частей тел.

 

Купальня Вифезда была почитаема греко-римским населением и включена в их религиозные обряды.

 

Существует популярная легенда, согласно которой бассейн использовался для мытья овец во времена Иисуса, что маловероятно, потому что она служила также источником питьевой воды для жителей Иерусалима.

 

Первая христианская церковь, быласооружена здесь в V веке и называлась Пробатика. Местность соответствует описанию Евангелия от Иоанна.

Церковь Святой Анны в Вифезде

Церковь Святой Анны была воздвигнута между годами 1131 -1138, в период правления королевы Мелисанды. Храм был построен на месте, которое почиталось как родительский дом Девы Марии и названа в честь матери Марии - Св. Анны. Анна не упоминается в Новом Завете, а сведения о родителях Марии пришли из апокрифического Евангелия от Иакова ( написанного не ранее 150 г.н.э).

В отличие от многих христианских церквей Святой Земли, церковь Св. Анны не была разрушены в период завоеваний Саладина (1187 г.) Напротив Саладин превратил церковь в мусульманскую школу ( Аль Мадраса Ас -Салахие, 1192 г.). Эта школа впоследствии стала очень престижной.

Сохранилась надпись с названием школы на арабском языке, над входом в церковь.

В 1856 году, Османский султан Абдул Месджид передал церковь и прилегающую к ней территорию Вифезды во владение Франции, в знак благодарности за помощь, оказанную Турции в Крымской войне против России.

С тех пор, согласну соглашениям "Статус кво анте беллум" церковь и территория Вифезды принадлежат Франции.

 Франция очень ревностно относится к сохранению своего влияния на этом месте. Впрочем как и другие государства, имеющие в собственности святые места и храмы в Иерусалиме и по всей Святой Земле.