(В статье использованы материалы из книги Ханана Эшеля "Масада")
Первые постройки на Масаде возникли, вероятно, во время правления Александра Янная, царя из династии Хасмонеев, он правил Иудеей с 103 до 76 годов до н.э. Масаду часто посещали, о чём свидетельствуют найденные монеты, датируемые периодом 3-го столетия до н.э., но тем не менее, это изолированное горное плато, возвышающееся над Мёртвым морем, оставалось необитаемым. Весь объём строительства, который виден и по сей день, был проведён царём Иродом, правившим Иудеей с 37 по 4 годы до н.э. Буквально два поколения спустя, Флавий Сильва, губернатор провинции Иудея и коммандующий Десятым Римским легионом, атаковал и разрушил большинство строений на Массаде. То что не было разрушено римлянами, разрушили сами защитники крепости ко времени завершения осады.
После разрушения крепости, небольшой римский гарнизон находился время от времени к западу от горного утёса, до начала 2-го столетия н.э. Основываясь на увиденном, Масада производит впечатление заурядной местности, хотя и населённой непрерывно на протяжении 200-х лет. Однако, обобщённые эпиграфические, исторические и археологические свидетельства, представляют совершенно иную картину. Посетитель обнаружит на Массаде остатки трёх исторических периодов, каждый из которых содержит свои собственные уникальные характеристики:
В те времена когда царь Ирод проживал в других своих дворцах в Иерусалиме, Кейсарии, Иерихоне, Кейсарии Филипповой и в других местах, Масада была местностью, которую иудейский царь не желал посещать в жаркие летние месяцы. Он проводил большую часть своего времени и в особенности летние месяцы, в указанных выше дворцах. Масада-же служила приютом для небольшого контингента воинов, назначенных на почасовую охрану дорогого имущества, находящегося в крепости. Большая часть помещений и строений северного района крепости, такие как различные кладовые и хранилища, большой банный комплекс и северный дворец были закрыты и недоступны для использования.
Главной задачей небольшого гарнизона, дислоцированнного в крепости было обеспечение водой цистерн находящихся на утесе: одной, высеченной в скале, в южном секторе плато и другой, находящейся вблизи восточных ворот, у, так называемой, "Змеиной тропы". Чтобы осуществить это требование, два или три воина ежедневно спускались к цистернам, находящимся в западной части утеса, наполняли кожаные бурдюки водой и при помощи мулов транспортировали воду в верхние цистерны. В дополнение к этому, воины также охраняли ворота в течение дня. Ворота находились на тропах выводящих к вершине горы, с восточной стороны, на Змеиной тропе и с противоположной стороны, на Западной тропе, где впоследствии римские войска возвели земляной вал для осады крепости. С заходом солнца ворота закрывались и небольшой контингент солдат оставался при них, в специальных привратных помещениях.
Царь Ирод обыкновенно проводил несколько недель в течение зимних месяцев в Массаде. Непосредственно перед его прибытием, северная часть дворца открывалась, помещения убирались и проветривались, вода и материал для топки печей большого банного комплекса доставлялись в крепость. Десятки воинов, рабов, поваров и другой домашней челяди царя предшествовали его прибытию. За несколько дней до приезда Ирода, большой водный бассейн наполнялся водой. Темпы активности нарастали перед ожидаемым днем прибытия царской свиты. Обыкновенно сонная жизнь Масады преображалась в совершенную суматоху в течение коротких визитов царя.
Масада во времена Иудейской войны существенно отличалась от Массады времен Ирода Великого. Сотни беженцев, искавших приюта на отдаленной горе, прибывали сюда не в поисках удовольствий комфортной жизни, доставшихся им от предшественников. Более того, повстанцы собирались задержаться здесь надолго. Обустроенные и роскошные сооружения, обнаруженные ими, были приспособлены к суровым нравам и скромным потребностям новых владельцев. На великолепных мозаиках Западного дворца были построены грубые водные бассейны для омовения ног, перед ежедневным омовением в ритуальных микве. Похожий бассейн, построенный на участке большого банного комплекса закрыл собой часть настенных росписей на входе в помещение. По мере более детального изучения местности, создается впечатление, что ущерб и повреждения, нанесенные повстанцами иродианским сооружениям, были намеренными, для того чтобы подчеркнуть, что причиной их прихода сюда было не желание жить в роскоши, оставленной предшественниками, а необходимость борьбы с Римом за свободу и независимость страны.
Важным результатом интенсивных археологических исследований, проведенных здесь выдающимся израильским ученым Игалем Ядином в 1963-65 годах, является возможность увидеть и притронуться к останкам всех трех, вышеуказанных исторических периодов. В описании представленном ниже, мы постараемся различить между сонной крепостью, охраняемой гарнизоном из двадцати солдат и Масадой, в которой сотни людей были заняты обслуживанием потребностей царского двора, во времена визитов Ирода и Масадой повстанцев, искавших убежища от римской армии.
Иосиф, сын Маттафии (Мататияу), в дальнейшем - Иосиф Флавий, автор Иудейских войн, указал в своей книге, что Масаду построил первосвященник Ионафан (Йонатан). В трудах Флавия имя Ионафана, сына Матафии означает брата Иуды Макавея, который служил первосвященником в период между 152 по 143 годы до н.э. Однако на обнаруженных монетах Александра Янная, царя Иудеи в период с 103 по 76 годы до н.э. видно, что иудейским именем внука Симона Хасмонея было также Ионафан. Александр Яннай выпускал монеты на одной стороне которых было написано по гречески: Александр Яннай, а на другой на еврейском: Ионафан, Первосвященник. Основываясь на этих фактах, ученые предположили, что Иосиф Флавий имел в распоряжении источник, очевидно написанный на древнееврейском языке, согласно которому Ионафан, то есть - Александр Яннай, был первым строителем на этом отдаленном горном утесе.
В течении раскопок, проведенных Игалем Ядином, были обнаружены десятки бронзовых монет, датируемых 3-м столетием до н.э., временем правления династии Птолемеев. Монет, датируемых периодом правления Селевкидов, 2-м столетием до н.э., было найдено лишь пять. Эти находки усилили точку зрения ученых о том, что Масада была построена в первой четверти 1-го столетия до н.э., в дни правления А.Янная. 70 монет, отчеканненых во времена правления Александра Янная были найдены на Масаде, в сравнении с только четырьмя со времен правления его отца, Иоанна Гиркана. Можно предположить, что пять селевкидских и четыре гиркановских монеты продожали использоваться во времена Александра Янная и поэтому были обнаружены на Масаде.
В пещерах близлежащей к горному утесу долины Вади Муррабат, лежащей на полпути между Кумераном и Массадой, был найден остракон, тоесть глинянный черепок, с надписью, сделанной чернилами. Черепки такого рода использовались для письма, в особенности как документы на суде. В соответствии с надписью, этот черепок может быть датирован первой четвертью 1-го столетия до н.э. (100-75 годы). Ряд, в котором записано: "И оттуда я пошел в Масаду...", указывает на тот факт, что Масада была уже заселена в то время.
Археологические исследования Эуда Нецера в зимних дворцах Хасмонеев и Ирода в Иерихоне выявили целый комплекс идентичных дворцов-близнецов. В свете открытий и находок, обнаруженных при раскопках, Нецер предположил, что дворцы-близнецы были построены царицей Саломеей (Шломцион) Александрой, супругой Александра Янная, управлявшей Иудеей с 76 по 67 годы до н.э. Нецер пришел к выводу, что идентичные дворцы были построены для двух сыновей Саломеи - Гиркана и Аристобула, которые были во вражде друг с другом. Упоминание этих дворцов необходимо в связи с определенной схожестью этих сооружений с Западным дворцом, построенным в Масаде, тем самым укрепляя предположение об его авторстве, относимом ко дням правления Александра Янная. До сегодняшего дня не было обнаружено никаких следов глинянной посуды периода царствования Хасмонеев. Такой существенный недостаток привел к сомнениям многих ученых в истинности гипотезы постройки крепости Александром Яннаем. С другой стороны, недостаток материальных свидетельств хасмонейской эпохи может быть объясним интенсивным строительством иродианского периода, в течение которого предшествующие материальные достижения могли быть либо разрушенными или погребенными под новыми сооружениями.
Парфяне вторглись в землю израиля в 40-м году до н.э. Одной из их цлей было свержение Ирода и воцарение Антигона Матафии вместо него. Когда парфяне приблизились к Иерусалиму, Ирод и его семейство, которое включало в себя его мать Кипрос, брат Иосифа, сестру Саломею и его будущую жену Мириамну Хасмонейскую, бежало из города. Они направились на юг, по направлению к Массаде, но в Текоа, к югу от Иерусалима, им преградили путь жители селения. Во время завязавшейся схватки, колесница везущая мать Ирода перевернулась и он посчитал свою мать погибшей. Согласно Флавию, Ирод уже намеревался совершить самоубийство, но видя, что Кипрос счастливо избегла несчастья, воодушевился и дал отпор нападавшим. Отбив нападавших, царь со своей свитой продолжил свой путь к Массаде. В более поздние годы своего правления, Ирод построил монумент в память о состоявшемся сражении, и, прославляя собственное величие, назвал его Иродион. Оставив свою семью под охраной небольшого гарнизона из 800 солдат, под командой своего брата, Ирод направилсяв Петру, а оттуда в Александрию, откуда он отплыл в Рим.
Вскоре после того как Антигон приобрел контроль над страной, он немедленно осадил Массаду. Иосиф Флавий сообщает, что осажденные не имелт недостатка в провизии, но по прошествии короткого времени они остались без воды.
"Поняв это Иосиф, брат Ирода... со двустами из своих людей, решил прорвать осаду и бежать в Аравию, но в последнюю ночь перед бегством внезапно пошел дождь, цистерны были наполнены до краев и у него пропало желание бежать..."
(Древности 14, 390-391)
Зимой 39-го года, Ирод вернулся в землю Израилеву, прибыв в порт Птолемиады (Акры), на финикийском берегу. Ирод вернулся в сопровождении Римского военного контингента и оттуда направился на завоевание Галилеи. Затем он пришел в Массаду и освободил свою семью. Очень трудно установить сколько месяцев семья Ирода находилась в Массаде, вероятно около года. Возможно, помня какие труднсти перенсли его близкие из-за отсутствия воды, Ирод решил высечь в горе сложную систему водоснабжения к западу от утеса, для того чтобы собирать воду в течении сезона дождей. Он поставил цель не допустить более недостатка воды в крепости.
Естественная топография горы и ее водная система, построенная Иродом, сделали ее неуязвимой для врагов в период Ворого Храма. Ирод был уверен, что при неблагоприятных обстоятельствах, он и его семья смогут укрываться в Массаде в течение практически неопределенного периода времени. Или, по крайней мере, на более долгий период, чем тот, который неприятель сможет посвятить осаде.
Месяцы вынужденной изоляции 40-39 годов до н.э. были нелегким периодом жизни для семейства Ирода. Водоснабжающие сооружения еще не были построены и Ирод еще не начал свои другие грандиозные строительные проекты. Кроме того, существовали напряженные отношения внутри семьи, особенно между сестрой Ирода Саломеей и его будущей женоя хасмонейской принцессой Мираимной. Спустя девять лет Массада вновь послужила убежищем семье Ирода, когда он отправился на встречу с Цезарем Августом, победившем Марка Антония, которому служил Ирод. В это время, Массада, несомненно была более комфортным местом проживания, с прекрасными строениями и неограниченными запасами воды. Следует заметить, что в этот раз Мириамна Хасмонейская была выслана в крепость Александрион (или Сартаба) в долине Иордана:
"По причине постоянных разделений между Мириамной и Саломеей, они не могли жить под одной крышей..."
(Иудейские древности 15, 184-185)
Эуд Нецер исследовал различные стадии строительства Масады и из его исследования можно установить три стадии этого впечатляющего проекта, которые не будут детально обсуждаться в этой статье. Единственное, что необходимо понять, Ирод, на этом оторванном от цивилизации утесе, желал создать те же условия жизни, такие же удобства, которыми пользовались и его богатые современники в Риме и других уголках империи. Только так можно понять и постройку этим царем огромного, по тем временам бассейна и большого банного комплекса (термов) на плато Масады, а, возможно, желанием поразить высокопоставленных гостей продиктован широкий выбор итальянских вин, яблочного нектара, привезенного из Неапольского залива и рыбного соуса из Испании.
Лругим примечательным аспектом строительства на Массаде было навязчивое желание Ирода проводить свою жизнь вдали от людских глаз. Для него было недостаточной постройки казематной стены длиной 1300 м, окружавшей плато со всех сторон, 27-ми сторожевых башен. Но ведь топография Масады не требовала постройки такой стены. Создается впечатление, что стена была построена для того, чтобы скрыть происходящее на Масаде от любопытных глаз, чтобы не допустить наблюдение за Масадой с горных утесов на западе и из долины на востоке.
После смерти Ирода, на престол Иудеи взошел его сын Архелай, который правил в течении 10 лет, с 4 г. н.э. по 6 г. н.э.
После изгнания Архелая в Галлию (Франция), наступил период прямой римской власти. Первые римские правители управляли Иудеей с 6 по 41 гг. н.э. и военные гарнизоны, охраняющие Масаду, состояли, в основном, из вспомогательных отрядов Римской армии. В 41-м г. н.э., Агриппас ו был назначен царем Иудеи. Доподлинно неизвестно, были ли римский военный контингент доукомплектован дополнительно иудейскими воинами, вследствие этого назначения. После смерти Агриппы в 44 г. н.э., наступил второй этап прямой римской власти. В период с 44 по 66 гг., Масада вероятно вновь охранялась вспомогательным гарнизоном римской армии. Неизвестно также в какой степени дворцы, построенные на массаде использовались иудейскими царями Архелаем и Агриппой ו в течение последующих 70-ти лет, до того как Масада была захвачена повстанцами.
Историк Иосиф Флавий родился в 37-38 гг. н.э. В своей автобиографии "Жизнь Иосифа", он рассказывает о том, что в возрасте 16-ти лет оставил свою семью в Иерусалиме и стал учеником аскета Баноса, с которым около трех лет жил в пустыне в период с 54 по 57 гг. В этот период Массада охранялась римским гарнизоном, поэтому Иосиф мог видеть крепость только издали и не мог ее посетить фактически.
Иосиф Флавий называет членов группы повстанцев, захвативших Масаду в 66 г. н.э. по 73-74 гг. сикариями. Однако существует достаточно основания для подозрений в объективности историка. Насколько сильными были различия между сикариями, которых Флавий считал политическими убийцами и экстримистами и более умеренными фарисеями?Сам Иосиф Флавий, при рождении Йосеф Бен-Мататияу находился в сложной ситуации, когда он писал свой исторический труд "Иудейские войны". В 66-67 гг., Флавий был одним из вождей зелотов-ревнителей и одним из предводителей военных формирований повстанцев в Галилее. В 79 г. н.э., когда его труды были впервые опубликованы, он был освобожденным пленником римлян, которому император поручил написать историю побед Веспасиана и Тита над иудеями. Вероятно Иосиф искал пути решения собственной дилеммы, описывая фарисеев как умеренных, а сикариев как экстримистов.
(продолжение следует...)
Write a comment