Назарет

Иисус Назорей.

Древняя маслина в Гефсиманском саду
Древняя маслина в Гефсиманском саду

"И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется."

(Св. Евангелие от Матфея 2:23) 

Это одно из часто упоминаемых мест из Евангелия от Матфея очень широко и противоречиво истолковывалось. Традиционным считалось сравнение Иисуса с ветхозаветными назореями. Устав их посвящения описан в книге Чисел 6:2.

 И сказал Господь Моисею, говоря: 

 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,  то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; 

во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. 

Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.  Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу..."

 Может быть, в связи с этим толкованием слова назорей, Иисус традиционно изображался на древних иконах и картинах с длинными волосами. Совершенно очевидно, что его образ жизни не подходил под критерии и устав этих своеобразных аскетов древнего Израиля. Не похожим он был и со своим предшественником - Иоанном Крестителем.  Иисус, по своему собственному свидетельству, употреблял вино и неоднократно прикасался к мёртвым, воскресив Лазаря, например.

 "Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. 

 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам."

(Св. Евангелие от Матфея 11:18,19)

Другое обьяснение слов Ев. от Матфея было предложено одним из выдающихся отцов Церкви, историком и богословом, автором первого перевода Библии на латынь, Иеронимом. Слово назорей Иероним предлагает понимать как древнееврейское נצר (нецер - росток, отрасль).

Евангелия были написаны, вероятнее всего анонимными авторами, на греческом языке. Они были составлены со слов Матфея, Луки и Марка. Согласно свидетельству Папия (120-130 гг. н.э.), Матфей рассказывал о жизни Иисуса на еврейском языке. Греческого языка, он скорее всего, не знал. Писатели Евангелий,  были образованными людьми, так как в древнем греко-римском мире только 10% людей могли читать. Ещё меньше людей могло написать историю о жизни человека. По сравнению и в современном мире, далеко не все люди, читающие ежедневные газеты, смогут написать статью. Дошедшее до нас название города, в котором поселился Иосиф с младенцем Иисусом, звучит на европейских языках как Назарет. Очевидно в Евангелии от Матфея используется игра слов между названием города и термином назорей. Раскопки в древнем городе Кейсария Маритима, построенном Иродом, пролили свет на то, как назывался город на древнееврейском языке.  На стене древней синагоги обнаружена надпись со списком семей священников храма, среди которых упомянута семья  А-Пицец из города Нацерет (или Нацрат). Поэтому версия Иеронима ближе по смыслу к тому, что хотел сказать автор Евангелия от Матфея. 

Иероним предлагает использовать пророчество Исаии :

"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 

и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…"

(Исаия 11:1,2)

Образный язык Библии становится понятным, когда  ступаешь по земле, где писались её книги и от которой черпалось её вдохновение. Маслиничное дерево или олива является наиболее распространённым средиземноморским растением и самым древним из культивирумых деревьев на планете. Маслина это один из, наиболее часто употребляемых в Библии, образов. Она может жить фактически вечно, обновляя свои ветви прямо из корней дерева. Ствол под влиянием времени может засохнуть и окаменеть, но дерево не умрёт, а продолжит свой рост прямо из корня.

Засохший корень может символизировать очерствевший и ослепший к духовным проявлениям народ. А росток, продолжающий генетическую ветвь царя Давида, есть символ Мессии.

В том же духе вещают и другие библейские пророки. Иеремия провозглашает славное будущее:

" Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. "

(Иеремия 23:5)

Захария продолжает воодушевлять народ картиной мессианского царства:

 "Так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень."

(Захария 6:12)

  И Иоанн, в своём видении Апокалипсиса, вкладывает в уста воскресшего Христа слова:

"Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

(Откровение Иоанна Богослова 22:16)

 Интересно также, что учеников Иисуа их враги называли сектой назореев (Деян. 24:5).

А ещё за столетие до нашей эры, община священников, жившая  у северной оконечности Мёртвого Моря, в Кумране, называла себя "нецер" (ростком), посаженным Господом. (1 QH VI 15, 5, 8, 10).

 

Назарет в Евангелии.

Назарет - небольшой городок в начале нашей эры приобрел известность лишь по той причине, что ему суждено было стать родиной Иисуса. Евангелие от Луки утверждает, что Иосиф и Мария (Йосеф и Мириам) жили в Назарете до рождества Иисуса. Евангелие от Луки приводит рассказ о мистическом посещении ангелом Гавриилом девы Марии.

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 

 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 
 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами."(Лк. 1:26-28)

 

В описании события, связанные с рождеством евангелист Матфей рассказывает, что Иосиф, возвращаясь из Египта, намеревался поселиться в Иудее. Однако:

"Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 

 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет..." (Мф.2:22-23).

Три синоптические евангелия, Матфей, Марк и Лука, видимо использовали единый первоисточник, пердавемый устно. Евангелие от Иоанна, написанное позднее, существенно отличается от синоптических. В нем часто отсутствуют рассказы, приведенные у синоптиков. Или же Иоанн описывает события, корые не упоминаются синоптиками. Большинство исследователей склонно считать, что евангелия не написаны их авторами, а переданы изустно, будучи записаными с их слов на греческом языке.

Все четыре еванеглиста называют Назарет городом, в котором прошло детство и юность Иисуса. Согласно рассказу Луки, Иисус, после искушения в пустыне, "И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать." (4:16)

Иисус в своих проповедях не упоминает Вифлеем. О Назерете он говорит, как о своей родине: 

"И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве."(4:24)

Православный иеромонах Лев в связи с этим утверждает:

"Многие современные историки думают, что он родился в Назарете."

Репутация Назарета и его жителей была, вероятно, не высокой. Об этом косвенно свидетельствует реплика ученика Иисуса, Нафанаила (Натанэля):

"из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин.4:6)

Евангелие от Луки указывает, что детство и юность Иисуса прошли в Назарете.(2:40, 2:52)с

Видимо жители Назарета не знали и не догадывались о призвании Иисуса и его царском происхождении. Иисус, согласно традициям и образу жизни иудеев того времени приходил на время основных праздников в Храм Иерусалимский, а в обычные субботние дни посещал синагогу. В одно из таких посещений, наступила его очередь читать недельный отрывок из Библии.

"И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 

 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 
 "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 
 проповедывать лето Господне благоприятное. 
 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 
 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 
 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 
 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. 
 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве." (Лк. 4:16-29)

 Несмотря на то, что евангелисты называют Назарет городом (Мф.2:23; Лк.1:26), вероятно он был небольшим поселением. Иосиф Флавий упоминет более 200 населенных пунктов, исключая Назарет.

Назарет находится в географической области Израиля, который назвается Галилея. Во времена Иисуса Галилея была административной единицей - тетрархией  впоследствии управлял один из сыновей Ирода Великого - Ирод Антипа. В Галилее проживали тогда потомки обращенных Иоанном Гирканом и Александром Яннаем язычников и иудеи, вернувшиеся из Вавилона. Не случайно пророк Исаия называет Галилею языческой, а ее народы - сидящими во тьме. Евангелист Матфей образно применяет это пророчество к миссии Иисуса :

"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 
 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 
 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет." (Мф.4:12-16)

История Назарета

Назарет находится на севере Израиля,  в 100 км от Тель-Авива, 40 км от Хайфы, 130 км от Иерусалима. Историческая часть города находится на небольшом склоне, направленнос к долине. Вокруг Назарета расположены невысокие горы Галилеи. Их средняя высота 400-500 м. Нзарет находится на высоте 350 м над уровнем моря. В районе Назарета геологическая структура гор состоит из меловых пород, что явилось одной из основных причин появления здесь первых поселений. 

Климат Назарета - средиземноморский, с сухим сезоном и отсутствием дождя в летние месяцы. Среднегодовое количество осадков - 653 мм. В летние месяцы температура +32-34 C, а зимой - около -13-16 C. Северные склоны гор в окрестностях Назарета изобилуют лесами, с характерной для растительностью: дубами, фисташками, хвойными борами итальянской и алеппской сосны, кипарисы. Весной, которая в эти края приходит очень рано на опушках лесов, в полях и долинах цветут цикламены, маки, анемоны (ветренницы), ирисы, среди которых встречаются эндемичные - ирис Вартана и ирис Назаретский (Iris Bismarkiana), названный его классификатором, ботаником Регелем в честь Бисмарка. Земли в окрестностях Назареты бедны водой. В древности местные жители собирали дождевую воду в каменных цистернах-водосборниках. В городе протекает единственный источник, названный арабскими жителями в честь девы Марии.

Современный Назарет населен арабами, его  население составляет более 70 тысяч человек. Около 70% населения - мусульмане, остальные - христиане. Православная община Назарета - самая крупная в стране. В шестидесятые годы xx века был построен еврейский "Верхний" Назарет.

В горных окрестностях Назарета археологи нашли стоянку первобытного человека, возможно единственную за пределами Африканского континента.

В Бронзовом веке,  3500 - 1200 г. до н.э эти земли были заселены хананеями, находившимися в вассальной зависимости от Египта. В железном веке демографическая ситуация в регионе меняется. Приблизительно в xווו - xוו вв. до н.э. регион Галилеи был заселен израильским племенем Завулона. Одним из наиболее заметных предметов израильской аграрной культуры  того времени являются обнаруженные археологами в обилии силосные ямы.

В результате раскола древнего Израиля эти земли стали частью северного царства Израиля. В 732 г. оно было завоевано ассирийцами, а жители уведены в плен. В vו веке, в период персидского правления, иудеям было разрешено вернуться на родину. В וv в. до н.э. Галилея и Иудея были завоеваны Александром Македонским. А в середине וו в. иудеи снова обрели независимость. Династия хасмонейских повстанцев воцарилась на троне восстановленного царства Иудейского. Археологи обнаружили при раскопках в Назарете, множество монет этого периода. Подобные материальные свидетельства не оставляют сомнения в том, что Назарет существовал уже в ו в. до н.э.

В 63 г. н.э. Хасмонейское царство было завоевано Римом. Рим привел к власти царя Ирода, ставшего проводником римской политики на Востоке. Первые письменные упоминания о Назарете сохранились лишь в Новом Завете, написанном приблизительно во второй половине ו в. н.э. События, описанные в Новом Завете, охватывают временной отрезок конца ו в. до нашей эры до первой половины ו в. нашей эры. Семнадцать раз упоминается Назарет в Новом Завете. Современная археология, однако, не проливает достаточно света ни на время возникновения современного города, ни на его точное местоположение в начале нашей эры. Многочисленные захоронения раннеримского периода также очень сложно датировать, это относится ко всем захоронениям, которые могли неоднократно использовать, украшать, приспосабливать под различные стили того времени. Также практически отсутствуют любые другие письменные источники, кроме новозаветних. Основной исторический материал того периода, представленный в трудах Иосифа Флавия, не упоминает Назарет. Иосиф Флавий очень подробно описывает осаду римлянами деревни Яфии, во время антиримского восстания 67-72 гг., которая была расположена всего в трех километрах от предпологаемого Назарета, однако ни словом не упоминает сам Назарет.

 

В позднеримский период, после подавления последнего восстания 132-135 гг. в Галилее поселились изгнанные из Иудеи евреи. Возможно в этот период в Назарете проживал священнический род (череда) из семьи Ха-Пицец. Упоминание этой семьи на мраморной табличке был найдено при раскопках синагоги ווו в. Кейсарии. Название города на еврейском языке, вероятно звучало как Нацрат (נצרת). Это косвенно подтвержает мнение Евсевия  и других богословов о происхождении названия города (росток).

Согласно рассказу евангелистов, у Иисуса были братья Иаков, Иосия, Симон и Иуда. (Мк. 6:3, Мф. 13:55) Возможно они составили костяк первой общины последователей Иисуса в Назарете. О потомках семьи Иисуса (братьях и сестрах, имена которых не упоминаются в Евангелии, а в апокрифах встречаются как Ассия и Лидия) упоминает историк Секст Юлий Африкан в начале ווו в. Согласно мнению катлолических исследователей, иудео-христиане почитали пещеру Благовещения, над которой даже построили синагогу. Также сохранилось предание о жителе Малой Асии по имени Конон, которого казнил, преследовавший христиан император Деций Траян. (249-251гг.)

Скорее всего Назарет позднеримского периода оставался маленьким населенным пунктом. Упоминаний о Назарете не сохранилось ни в талмудических источниках, ни в древнеримских.

 

(продолжение следует...)