Первое упоминание о русских православных паломниках это рассказ о Варлааме, игумене Дмитровском, который посетил Палестину в 1062 г. Существует также рассказ о Ефросинье Полоцкой, она также побывала во Святой Земле в монастыре св. Феодосия. А самым известным документом является рассказ игумена Даниила, он был родом из Чернигова. Даниил посетил Святую Землю в 1161 году и оставил заметки под названием "Хождение". Существовало около 150 копий этого документа. Игумен затеплил лампаду от всей Руси в Церкви Гроба Господня. Вот как он описывает свое путешествие:
"Есть тот путь тяжек и страшен вельми и безводен, суть бо горы каменны и высоки вельми."
В 1847 году было создана Русская Духовная Миссия в Палестине, но в следствие войны 1853 г. между Россией и Турцией деятельность миссии была приостановлена. В 1865 г. посланцем Миссии становится Антонин Капустин.
Отец Антонин Капустин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился в 1817 г. в семье сельского священника.
В 1843 г. окончил Киевскую Духовную Академию, в 1845 г. принял монащеский постриг. Впоследствии он был послан на служение в Афины, где самостоятельно изучал палеографию и археологию, а также в совершенстве овладел греческим языком. В результате Священный Синод поручил А.Капустину собрать аргументацию подтверждающую подлинность Синайского кодекса. (Codex Sinaticus - древнейший пергаментный свиток текста Нового Завета, обнаруженный немецким ученым Константином фон Тишендорфом в монастыре св. Екатерины на Синае).
С 1885 г. и вплоть до своей смерти в 1894 г. А.Капустин служил на посту начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
История русского присутствия на земле Израиля, на Святой Земле наиболее тесным образом связана с деятельностью Императорского Православного
Палестинского Общества. Оно было создано указом императора Александра Третьего, 8 мая 1882 года и приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены. После Октябрьской
революции слово "Православное" было удалено из названия. В 1992 году историческое название общества было восстановлено.
Список Почетных членов ИППО на 1 ноября 1910 г. состоял из 127 человек, из них 25 человек — из императорской фамилии, как России, так и др.стран, 63
человека — из лиц духовного звания и 39 светских персон.
Имена знаменитых деятелей ИППО записаны на мемориальных досках на Александровском подворье в Иерусалиме, в церкви, которая известна в христианской
традиции под названием "Порог Судных врат".
Вот некоторые из них.
Евфим Васильевич Путятин (8.11.1803–16.10.1883) — русский государственный деятель;
Епископ Порфирий (Успенский) – историк, византинист и востоковед, основатель и первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
(1847-1854).
Почетный член Православного Палестинского Общества;
Архимандрит Леонид.
Лев Александрович Кавелин 12 лет отслужил в армии, изучал Св.Писание, посещал Оптину пустынь, писал исторические работы. После выхода в отставку
стал послушником Оптиной пустыни. В 1857 году был пострижен в монахи с именем Леонид. В 1863–65 году архимандрит Леонид (Кавелин) был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Дружил с В. Н. Хитрово;
Великий князь Константин Николаевич.
Совершил с семьей первое паломничество царской семьи, в 1859 году, в результате для помощи русским паломникам в Иерусалиме был создан Палестинский
комитет. Его возглавил Константин Николаевич. К 1864 году Комитетом были созданы первые русские постройки в Иерусалиме — храмы, подворья, больницы;
Император Александр Третий.
Учредитель Императорского Православного Палестинского Общества, подписавший Указ об основании ИППО в мае 1882 года;
В.Н.Хитрово.
В. Н. Хитрово являлся вдохновителем и инициатором создания Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 г. Активный труженик
ИППО, член-учредитель и член Совета, а с 1889 г.— секретарь ИППО. Почетный член ИППО;
Великий князь Сергий Александрович – Председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1882-1905);
А с 1905 г. по 1917 г., в это сложное для Православной Церкви и трагическое для царской семьи время, председателем общества стала вдова князя Сергия, Елисавета Фёдоровна Романова.
На примере деятельности представителей царской семьи в Пелестине, становится очевидным, что мотивом её были не только политические решения и благо народа. Для многих из них упрочение связи со Святой Землёй было "вопросом сердца", по словам императора Александра Второго.
В народе эту 64-метровую часовню, возвышающуюся на вершине Маслиничной горы, называют русской свечой. Свечу эту видно со всех уголков Иерусалима и со стороны пустыни. Почему же для постройки часовни и монастыря была избрано это место?
Маслиничная или Елеонская гора. (Это название возможно восходит к древнееврейскому "эльона" - высокая или греческому "элеона" - маслина).
Она представляет собой целый горный массив, состоящий из трёх отрогов, вершин. Гора Помазания, самая низкая из трёх (746 м), почитается более остальных в христианской и иудейской традиции.
2 книга Царств (15:23-30) описывает изгнание царя Давида. Он приходит на Маслиничную гору для молитвы. Пророки Захария (14 гл) и Иезекиль (11 гл.) связывают эту гору с последними эпохальными событиями: воскресением мертвых и последнем суде. Повествование о жизни Иисуса, переданное в Евангелии, рассказывает о том, что Иисус неоднократно бывал на этой горе.
В один из своих приходов в Иерусалим, Иисус исполняет предсказания пророков о пришествии Мессии, сидящем на молодом осле. Многочисленные паломники, прибывшие в Иерусалим на праздник, понимают, что перед ними долгожданный царь. Они восклицают "осанна" в восхищении и подкладывают на пути у него пальмовые ветви. (Мф.21)
Лука (19 гл.) представляет рассказ о том как Иисус, глядя на город с высоты горы, плачет о его судьбе. Последние часы перед арестом Иисус проводит в окружении своих учеников у подножия Маслиничной горы, в Гефсимании. (Мф.26, Мк.14) И наконец, после воскресения, Иисус прощается с учениками и возвращается в небесные обители. (Деяния 1:12)
3-4 -й века н.э знаменуются расцветом монашеского движения в Палестине. Монахи-анахореты (отшельники) селятся в Иудейской пустыне и на Маслиничной горе. Императрица Елена воздвигает одну из первых трёх церквей на горе (330 г. н.э.), в память о вознесении Христа. Она называлась Елеонской. (Сегодня там находится монастырь Патер-Ностер.) Леди Эгерия из Испании оставила заметки, в которых описала другое здание над местом вознесения. Оно выглядело в виде круглой часовни. Мусульмане, впоследствии, превратили её в мечеть.
Церковное предание связывает с этой горой событие нахождения (обретения) главы Иоанна Крестителя, казнённого Иродом Антипой. Исходя из рассказа, впервые его глава была найдена подвижником Инокентием во 2-м веке, а во второй раз двумя монахами в 4-м веке.
В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии, архимандрит А.Капустин приобрёл в Гефсимании несколько участков земли, на которых впоследствии были построены церкви. В честь возненсения Христа была сооружена колокольня высотой 64 м. На её вершине был установлен 3-х тонный колокол. При постройке и предшествующих ей раскопках, было обнаружено множество интереснейших артефактов, среди прочего остатки мозаичных полов 5-6 вв. и 8-9 вв. В 1907г. была закончена постройка часовни в честь главы Иоанна Крестителя. Архимандрит А.Капустин, знаменитый подвижник Святой Земли, посвятивший свою жизнь постройке русских церквей, был похоронен здесь.
В церкви замечательные и почитаемые иконы, Елеонская Скоропослушница (Одигитрия) и "Взыскание погибших".
Этот камень почитается как тот, на котором стояла Мария, глядя на поднимающегося на облаках Иисуса.
В четырёх километрах от Маслиничной горы находится арабское поселение А-Лазария, в названии которого легко узнается евангельский Лазарь, которого воскресил Иисус. Марфа, Мария и Лазарь были жителями этого селения, которое называлось тогда Вифания.
Кедронская долина лежит к востоку от исторической части Иерусалима, старого города и имеет увлекательное прошлое и не менее захватывающее будущее, так, как его предвидели библейские пророки. Масличная гора, у подножия которой раскинулась долина, тоже неоднократно упоминается в Библии в повествовательных книгах и у пророков.
Вот как описывает будущее пророк Захария, традиционное место погребения которого почитается здесь же, в долине.
"И станут ноги Его (Мессии, прим. мое) в тот день на горе Елеонской (Масличной, прим. моё) которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиной, и половина горы отойдет к северу, а половина ее к югу... (14:4) И будут в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному (Мёртвому, прим. моё), половина их к морю западному (Средиземному, прим. моё): летом и зимой будет так. (14:8)
История возникновения этого храма, которая по мнению многих является своебразным шедевром русской архитектуры в Палестине, относят к 1881 году, ко времени прибытия в Иерусалим князя Сергия, Павла и Константина.
Архимандрит А. Капустин хотел приобрести для РДМ участок земли на Маслиничной горе. Капустин обратился к великим князьям с идеей увековечить память об их недавно умершей матери императрице Марии Александровне (1880 г.)
По прошествии двух лет строительство церкви поручается ИППО, руководителем строительства назначается Капустин.
При освящении будущей церкви была установлена надпись:
"Сей .... храм во имя .... равноапостольныя Марии Магдалины заложен по воле... императора... Александра Александровича и... его братьев... Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их... императрицы Марии Александровны."
Во время работ и раскопок котлована под фундамент церкви были обнаружены интересные артефакты, две древние еврейские могилы, высеченные в скале, с нишами.
Кроме того, на территории участка был обнаружен большой клад серебрянных монет периода крестоносцев, (1116 шт.)
Архитектор Конрад Шик, к помощи которого неоднократно прибегает Капустин составил смету проекта постройки церкви в размере 433 000 франков или 177 200 рублей серебром. Однако на постройку церкви было ассигновано лишь 100 000 рублей. Конрад Шик от подобных условий отказался.
Капустин находит другого архитектора Георгия Фарангия. Также в постройке принимали участие два итальянских архитектора Антонио Ландогорки и Иоанн Батист Бизелли.
В церкви находятся мощи Елисаветы Федоровны Романовой и ее келейницы Варвары, мученически погибших от рук большевиков.
"Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету." Лк. 1:39-40)
Селение Эйн- Карем или, как его называло местное арабское население - Эйн-Карим, сущес твовало, по видимому, в период железного века. В библейских книгах Неемии и Иеремии упоминается поселение Беф Керем (Бейт А-Керем). Созвучие названий говорит о вероятной идентичности места. Эйн-Керем, в переводе означает источник у виноградника, а Беф-Керем - дом у виноградника. Например, пророк Иеремия упоминает Беф Карем (Бейт А-Керем евр.), призывая потомков Вениамина бежать от приближающейся Вавилонской армии :
"Бегите, дети Вениаминовы из среды Иерусалима... и дайте знать огнём в Беф Кареме." (Иер. 6:1)
С Византийского периода (וv-vוו вв. н.э) эта местность почиталась как место рождества знаменитого Иоанна Крестителя. Паломник Фодосий, посетивший Святую землю в 530 г., свидетельствует:
А от Иерусалима до города, где была Елисавета, мать Иоанна Крестителя, 5 миль".
И поныне указывают на место рождества Иоанна в пещере на территории католического монастыря Рождества Иоанна Крестителя и дома Елисаветы и Захарии, родителей Иоанна, где теперь францисканская церковь Посещения и источник Марии, где возможна и произошла встреча Марии и Елисаветы.
Именно сюда, так считается, в "нагорную страну", вскоре после благовещения пришла из Назарета Мария. Нагорная страна указывает на горную часть Иудеи. В середине 19 в. н.э. здесь уже существовало несколько церквей, посвященных Иоанну Крестителю.
В 1869 г. архимандрит Антонин Капустин посетил эту местность с г-ном Мельниковым. А.Капустин пытался убедить Мельникова в необходимости покупки здесь земли и последующем основании монастыря.
Архимандрит отец Антонин Капустин и стал инициатором и исполнителем постройки храма. Он также и спроектировал замечательную архитектуру здания.
Так рассказывает о. Антонин о построении церкви:
"В видах надлежащего упрочения Православия на месте, соглашено было между мною и Патриаршим наместником немедленно приступить к постройке небольшой церкви... Постройка церкви, таким образом, началась, и с небольшим через год благополучно кончилась."
16 июня 188 года было избрано место постройки. и церковь была построена за два строительных сезона ( 1880-81) группой рабочих под руководством Илиаса Джириеса и освящена 13 февраля 1883 года.
В храме хранится особо чтимая Казанская икона Богородицы. Другимсвященным обьектом является камень, с которого по преданию, проповедовал Иоанн Креститель, а также столб, стоящий у входа в храм, почитаемый как от дома праведных родителей Иоанна - Елисаветы и Захарии.
(продолжение следует...)