На северо-западе Галилейского моря находится курган, называемый Тель-Кинорот. В 4-ом тысячелетии до н.э там уже существовало поселение Кинар, названного так в честь местного божка, а озеро - в честь супруги божка - Кинерет.
Хотя существует и мнение, что
озеро, при виде сверху, напоминает арфу - кинор, на древнееврейском. И здесь существует путаница, так-как "кинор" на древнееврейском это "невель". Так-же в Новом Завете упоминается ещё одно
название озера - Гинесаретское, в честь поселения Геносар, существовавшего здесь в 1-м столетии нашей эры.
Находясь на западной оконечности
региона Галилеи, озеро так-же называют Галилейским морем.
Озеро простирается на расстояние
21 км с севера на юг и на 13 км - с запада на восток.
Он является единственным в мире
пресным водным резервуаром, находящимся на отметке 210 м ниже уровня моря.
Река Иордан является главным
притоком озера, впадая в него на севере и вытекая на юге. Таким образом, озеро является своебразным разливом Иордана.
Еврейские мудрецы утверждают,
что воды Иордана, протекающие через Кинерет, подобны народу Израиля, жившему тысячелетия в диаспоре, среди народов и нашедшему в себе силы, сохранить свою национальную
идентичность.
На берегах озера, проповедовал
Иисус из Назарета, поселившись в Капернауме приморском. В прибрежных городах он проповедовал своё учение, исцелял больных творил чудеса. Большинство учеников Иисуса были галилеянами, местными
рыбаками.
Вот как описывал побывавший в
этой местности уже в 20-м веке, знаменитый писатель Марк Твен:
"Прелесть
Генесарета в его прошлом, в тех мыслях, что он пробуждает. Древние предания, рождённые здесь, прокрадываются в память и овладевают мечтами и, право же, в этом чудится что-то
потустороннее."
Тверия основана в 17-22 гг. н.э. Иродом Антипой, сыном Ирода великого. Он печально известен тем, что казнил Иоанна Крестителя. Он назвал город в честь правившего в то время римского императора Тиберия Юлия Цезаря Августа Клавдия - Тибериус Клаудиополис.
К северу от Тивериады уже
существовало поселение Раккат, а к югу от него Хаммат. (Раккаф и Хаммаф, удела Неффалимова, Ис. Нав. 19.35)
В 66 г. н.э Иосиф Флавий
укрепляет Тверию, в предверии нападения римской армии, однако жители города откроют городские врата римлянам, в обмен на обещание мира.
После подавления двух крупных
антиримских восстаний ( 66-72 гг. и 132-135 гг. н.э.), многие иудеи переселились, в тогда относительно безопасный город. Это способствовало быстрому росту населения Тверии. Частью города
становится и, расположенное южнее поселение Хаммат ("Хам" - горячий), известное целебными минеральными источниками.
В конце 2 в. н.э. в Тверию
приезжает из Сепфориса раби Иегуда Ха-Наси и иудейский религиозный и административный совет - Синедрион.
Во 2 в. н.э завершена запись
устных толкований Мишны (то есть повторение Торы). Традиция толкований Торы началась ещё во времена Иоханана Бен-Заккая, приведшего иудейских мудрецов в Явне, после разрушения Иерусалимского
Храма. Продолжили ее т.н. танаи ( тана - учение арам, сунна - араб. Закончил же кодификацию Мишна - Иегуда Ха-Наси.
А 5 в. н.э. еще одно
произведение иудейской религиозной мысли было закончено и записано в Тверии - Иерусалимский Талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Он охватил собой и Мишна и
комментарии к ней и различные дискуссии, которые велись на протяжении столетий, пытающиеся определить и направить жизнь еврейского народа без Храма.
Население города в этот период
достигло 40 тыс. человек.
Согласно
переписи
2019 г., в Тверии проживало не
многим больше, всего - 44,779 человек.
В новом завете Тивериада
упоминается дважды в Евангелии от Иоанна:
"После сего пошёл Иисус на
тусторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады" (6:1)
"Между тем пришли из
Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем" (6:23)
Вероятно Галилейского учителя не
привлекала населенная язычниками Тверия, ведь он видел своё призвание лишь в среде еврейского народа, ("Я послан лишь к заблудшим овцам Израиля", Мф.15:24) а также потому что Тверией управлял
заклятый враг Иисуса, убийца Антипа.
В Византийский период истории
земли Изаиля, христианство становится ведущей, а затем и единственной официальной религией огромной греко-римской империи и Тверия превращается в крупный христианский центр.
И сегодня можно увидеть
фрагменты славного прошлого Тверии этого периода. У гостиницы Холидэй Инн, видны останки городской стены, построенной во времена правления императора Юстиниана (5 в.)
в 614 г. город, как и вся
страна, были захвачены на короткий период персами, а с 636 года земля Израиля попадают под длительный период власти мусульман.
( Продолжение следует...)
Раби Моше (Моисей) бен Маймон или Маймонид - крупный еврейский законоучитель, философ, общественный деятель и врач.
Он известен также по акрониму - Рамбам, родился 1135 г. в городе Кордоба, в Андалусии, отец - Даян раби Маймун.
Во время гонений евреев, начатых фанатичными мусульманскими правителями династии Альмохадов, семья Маймонида бежала в Магриб, Марокко.
Из Марокко Маймонид совершил путешествие в землю Израиля и даже прожил короткий период в городе Акко, тогдашнем крупном морском порте Палестины. Оттуда он перехал в Египет, город Фустата, где и прожил до собственной кончины в 1204 г. Говорят даже, что Маймонид был доверенным врачом самого султана Саладина!
Став главой общины Египта и влятельной личностью в среде руководителей города, Маймонид, испытавший на себе все тяготы преследований евреев в Андалусии, приложил все усилия, чтобы помочь еврейской общине города, в особенности неимущим.
Сразу же после прибытия в Египет, его способности и знания были замечены и Маймонид стал трудиться и в сфере религиозной. Учитель восставал против практики преподавания Торы за плату, изменил брачные законы, в защиту женщин, а также протестовал против влияния караимов.
В сфере галахической Маймонид совершил выдающуюся деятельность.
Его труд, "מורה לנבוכים" ("The guide for the perplexed") - " Путеводитель для заблудших", который он написал в виде серии посланий к своему ученику раби Йосефу бен Еуда Эвен Шимону, он заложил 14 постулатов своего учения.
К его захоронению в Тверии ведут каменные ступени, по обеим сторонам которых стоят 14 базальтовых колонн с надписям основных постулатов этого труда:
ЗНАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ВРЕМЕНА ГОДА, ЖЕНЩИНЫ, СВЯТОСТЬ, ОБЕТЫ, СЛУЖЕНИЯ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, РИТУАЛЬНАЯ ЧИСТОТА, УЩЕРБЫ, СОБСТВЕННОСТЬ, СУДОПРОИЗВОДСТВО, СУДЬИ.
ממשה עד משה לקם כמשה - "От Моисея (автора Пятикнижия) до Моисея (Маймонида) не восставал подбный Моисею"
Так говорят о Маймониде. Законоучитель написал один из важнейших религиозных трудов своей жизни - Мишне Тора (Повторение или толкование Торы).
После смерти Маймонида, его сын, раби Авраам, стал главой общины Египта. Сегодня в древней синагоге Фустаты указывают гробницу этого великого законоучителя.
Однако иная традиция рассказывает о том, что Маймонид пригласил правитель города Аскалона, на юге Палестины, стать его личным врачом. Маймонид составил завещение, в котором просил похоронить его, в случае смерти, в Тверии.
Уже в 1235 г., путешественник Яков Шалиах упоминает могилу Маймонида в Тверии.
רחוב בן זכאי
Рабби Иешаяу А Леви
Хорвич,
15 ст.
Раби Давид А Нашид, внук
Маймонида, 13 ст.
Маймон Бен Йосеф отец
Маймонида.
Гробы Танаис, амораим, Шела а
Кадош.
Мишне Тора написана простым
языком, без ссылок на авторитеты.
איגרת תימן, утешал преследуемых
иудее Емена.
Раби Ами и Раби Аси רבי אמי
ואבי
אליעזר בן
הורקנוס
רבי יוחנן בן זכאי.