Храмовая Гора

Земное жилище для Творца Вселенной.

первый иерусалимский храм

"И устроят они мне святилище, и буду обитать посреди них."

(Книга Исход 25:8)

 

Эта заповедь была дана Моисеем народу Израиля ещё когда они находились в пустыне и обитали в шатрах. Естественно и святилище кочевого народа было портативным и лёгким шатром. Его называли Скинией.  Она представляла из себя прямоугольную палатку, 15 на 5 метров, которая была разделена на две части. Первая от входа называлась Святым. В ней находился семисвечник и возжигались курения. А в дальней от входа, за завесой находилось Святое Святых, где был ковчег завета со скрижалями, сосуд с манной и посох Аарона.  Принесение жертв осуществлялось в примыкающем к Скинии дворе, размером 50 на 25 м.

 

Когда народ Израиля осел на земле обетованной, Скиния была помещена в городе Шило, который стал духовным центром страны. Скиния оставалась там в течении столетий.

 

А вот рассказ о Храмовой Горе начинается со времен завоевания легендарным царём Давидом Иерусалима.

И было это уже уже в 1004 году до н.э.

На Храмовой Горе, согласно рассказу Священной истории, находилось гумно, которое принадлежало местному жителю по имени Орна (Аравна, древневр.) 

Почему именно этой горе предстояло послужить место постройки Храма для Творца? Может быть ответ кроется ещё на первых страницах Священного Писания, в рассказе об Аврааме и его сыне Исааке? 

 

"Пойди в землю Мориа и там принеси его (Исаака) во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" - сказал Бог Аврааму. ( Бытие 22:2)

 

Земля Мориа и гора Мориа - аналогия может быть и не случайной.

Талмудические предания связывают с этой горой и жертвоприношения Ноя после потопа и даже Авеля.

 

А вот во 2 Книге Царств ( 24:18), Бог через пророка, дал прямое указание построить алтарь  в Иерусалиме: 

 

"И пришёл в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник  на гумне Орны Иевусянина." 

 

Давид не стал отнимать силой место для постройки алтаря, но заплатил Орне  за землю:

 

"Нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. И соорудил Давид жертвенник Господу и принес там всесожжения и мирные жертвы." 

(24:24-25)

 

Давид мечтал построить величественный храм, жилище для Бога.

Он чувствовал себя неловко от того, что сам жил во дворце, а место поклонения Творцу оставалось простым шатром:

 

" Я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром." 

(1 Царств 7:2)

 

Но Всевышний объявляет через пророка Нафана, что не Давид, проливший много крови, а сын, родившийся от семени Давида, построит Храм:

 

"  Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт от чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки..." 

(2 Царств 7:12-14)

 

Этим царём было суждено стать великому Соломону, (Шломо - мирный, древневр.)

Этот первый в истории народа Израиля и, вероятно всего человечества, Храм единому Богу, Творцу Вселенной, был построен  "в четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской (957 г. до н.э.), в четвёртый год царствования Соломона...."

(3 Царств 6:1)

Разумеется Соломон был далек от грубого, языческого представления Храма, как земного жилища Божия. 

 

"Поистине Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, - тем менее храм сей, который построил я." 

(2 Пар. 6:18) 

 

Соломон был чужд и узконационалистического взгляда на Храм:

 

"Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придёт из земли далекой ради имени Твоего... и будет молиться у храма сего, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать иноплеменник, чтобы все народы узнали имя Твое..." 

(2 Пар. 6:32-33)

 

Первый Храм также, как и Скиния, состоял из двух дворов. Но его размеры были вдвое больше Скинии. К фасаду Храма был добавлен еще один двор, называвшийся чертог (улам, древневр.)

Само здание Храма было окружено двором (азара, древнер.)

Детальное описание постройки и размеров Храма находится в 3 Книге Царств и  в более позднем историческом труде Иосифа Флавия "Иудейские древности". 

Согласно описанию Флавия, непосредственно перед постройкой Храма были построены террасы, которые выровняли вершину горы. 

Из существующих со времен Первого Храма археологических свидетельств, самыми внушительными являются фрагменты фундамента Восточной стены Храмовой горы. 

Ну а история Первого Храма начинается в 957 г. до н. э. и завершается, в трагическом для жителей Иудеи, 586 году, его разрушением Вавилонской армией. 

второй  иерусалимский храм

Иудейские изгнанники начали возвращение из Вавилона постепенно и оно продолжалось десятилетия. Не всем было суждено и не все пожелали вернуться из чужбины. 

Немедленно по возвращении на родину, в Иерусалим, иудеи восстановили жертвенник, а затем и само здание Храма.

При восстановлении Храма использовались уцелевшие строительные блоки Первого Храма, фрагменты стен.

В архитектурной планировке новый Храм оставался тем-же. Однако двор, прилегающий к Храму был поделён теперь на уровни, которые были разными по высоте. Их соединяли ступени. 

Восхождение к Храму начиналось с Женского двора, который был построен лишь перед разрушением Первого Храма и был восстановлен при постройке Второго.  В этот двор позволялось входить и женщинам.

Следующим был Двор Израиля, а за ним располагался Двор Святое (Двор священников).

Существует намного больше исторических свидетельств о Втором Храме, чем о Первом. 

Это прежде всего произведения историка Иосифа Флавия и литература иудейской устной традиции ( Талмуд, Мишна "Мидот", 2-7 вв.н.э.)

 

В 19 г. до н.э., Царь Иудеи Ирод Великий начал широкомасштабную реконструкцию Второго Храма.

 Он удвоил площадь Храмовой горы, включив часть холма на северо-западе. Для этого были построены четыре подпорные стены и над ними была расширена Храмовая гора. Эти подпорные стены остались стоять вместе с самой платформой даже и после того, как Храм был разрушен римлянами в 70 году нашей эры.

В дальнейшие периоды римского, византийского, мусульманского, крестоносского управления Иерусалимом, евреям не позволялось подниматься на Храмовую гору . Поэтому местом поклонения, ближайшим к Храмовой горе и Святому Святых стали опорные стены. Так Западная Стена, известная также как Стена Плача стала святым местом для еврейского народа.

 

В течение тысячи лет существования Храма, он служил центром религиозной и общественной жизни народа.

Кроме ритуального служения и жертвоприношений, в Храм приходили в часы радости и беды, вокруг него обьединялись в часы национальных бедствий или торжественных событий. Люди приходили принести жертвы, молитвы и получить совет. 

В Храме заседал высший религиозный суд - Синедрион (Санедрин). Пророки взывали к народу с его дворов, а цари выходили к народу.

В книгах Нового Завета, также написанных в среде еврейского народа,  тоже неоднократно упоминается Храм.

Во время событий, описанных на страницах Евангелий и Деяний апостолов, Храм еще не был разрушен и служил средоточием религиозной жизни еврейского народа, Иисуса и его учеников.

Евангелие от Луки рассказывает, как младенца Иисуса принесли в Храм:

 

"А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных."

(Лука 2: 22-24)

 

Родители Иисуса регулярно совершали паломничество в Иерусалим и Храм с отроком Иисусом. Еще будучи подростком, он по особому относился к Храму:

 

"Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?"

(Лука 2:41-49)

 

И в период своего служения Иисус приходил в Иерусалим и в Храм, на время основных иудейских религиозных праздников, написано, что он ревностно и трепетно относился к Храму, называя его "домом Отца моего":

 

"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня."

(От Иоанна 2:13-17)

 

Он также предсказывал разрушение Храма и скорбил об этом.

 

"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено."

(От Матфея 24:1-2)

 

Ученики Иисуса, уже после его казни,  продолжали верно и неотступно посещать Храм, в положенные часы молитвы и богослужения:

 

"Петр и Иоанн шли вместе в храм, в час молитвы девятый."

(Деяния 3:1)

 

А вот как описана жизнь первой иудео-христианской общины в Иерусалиме в книге Деяний Апостолов:

 

"Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,  продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца..."

(2:44-46)

 

Несмотря на  такие убедительные примеры из Нового Завета, официальная греко-римская Церковь не проявляла особого интереса к Храмовой горе, а главной святыней её в Иерусалиме стало место казни и погребения Иисуса, где, по указу императора Константина, спустя века, была построена церковь Гроба Господня.

А в 70 г. н.э., события называемые Великим Иудейским Восстанием, привели к разрушению Второго Иерусалимского Храма, в 70 г. н.э.

Наиболее пострадала от разрушений именно северная часть Храмовой горы. 

 

Период после разрушения Храма

Римский и византийский периоды

Следущее востание против Римской империи, утвердившую свою власть над Иудеей, началось в 132 г. и продлилось 3 года, после чего было окончательно подавлено римской армией. А правящий  император Адриан решил стереть с лица земли память о Храме и иудейской истории Иерусалима,  дав ему иное название - Аэлия Капитолина, а Иудею перименовав в Палестину. На Храмовой горе было возвигнуто капище, посвящённое Юпитеру. 

Восточная Греко-Римская империя, известная в истории как Византийская, провозгласила христианство официальной религией. В этот период ( 4 - 7 вв.) характер Иерусалима изменился, было построено много церквей, но Храмовая гора оставалась в запустении. Известно, что на вершине горы была построена Церковь, которая была разрушена в ходе войны с Персией. 

мусульманский период

В 638 г. Иерусалим и вся Палестина были завоёваны арабской армией, вдохновлённой новой религией, зародившейся в Аравийской пустыне, - исламом.

 

Храмовая гора воспринимается как святое место новыми завоевателями Палестины. Во-первых, по причине того, что здесь был построен храм праведным царём Соломоном  (Сулейманом - араб.), одним из наиболее почитаемых святых в исламе. 

Во-вторых, потому что события, описаннные в 17 Суре Корана, Аль -Исра, ночной перелёт пророка из Мечети запретной ( "Аль Масджид Аль-Харам") в Мечеть отдалённую ( "Аль Масджид Аль-Акса"), воспринимались как посещение им Иерусалима.

 

"Свят Тот, кто принёс в ночи  служителя Своего из священного места поклонения (в Мекке) в отдаленный дом поклонения (в Иерусалиме) - места поклонения, которые Мы благословили, чтобы Мы могли показать ему некоторые из наших знамений. .. "

(Сура 17:1)

 

И ещё одной немаловажной причиной являлся тот факт, что первоначальным направлением молитвы для мусульман, пророком Мухаммедом был избран Иерусалим.  Но после его возвращения из Медины в Мекку, Мекке был возращён статус "киблы" ( направления в молитве).

Об этом написано в Суре  2 :142-145, "Корова":

 

«Глупцы спросят: 'Что заставило их отвернуться от направления молитвы,  к которому они привыкли?' Скажи: "Восток и Запад принадлежат Богу. Он приведёт того, кого пожелает, на правильный путь. Так, Мы соделали вас срединным народом, чтобы вы могли свидетельствовать человечеству, а Посланник мог быть свидетелем для вас".  Мы установили ваше прежнее молитвенное направление, к которому вы раньше обращались, только для того, чтобы Мы могли провести четкое различие между истинными последователями Посланника и теми, кто отвернётся от него. Это действительно было тяжелое испытание для всех, чьи пути направляет Бог. Он никогда не допустит, чтобы ваша вера не принесла пользы.

Бог милосерден и благ к людям.  Мы часто видели, как вы обращаете лица ваши  к небу, в молитве. Поэтому Мы заповедуем вам изменить направление в молитве, что полюбится вам.  Теперь, обернитесь в молитве к Священной мечети  («Аль-Масджид аль-Харам в Мекке»): и где бы вы ни были, обращайтесь в молитве к ней лицом ». 

Период крестоносцев

Камень мироздания на Храмовой горе.

Храмовая гора, несмотря на различные строительные работы и изменения, проведённые различными правителями на ней, всё-же остаётся горой,  у которой есть и вершина.  Скальный выступ, над которым была возведено сооружение с куполом, в иудейской традиции носит название Камень Мироздания или Камень Основания, ("Эвен Штия"). Мусульмане называют этот выступ "Скалой", ( "Ас-Сахра"). 

Часто сооружение над Камнем Основания называют Золотым куполом, хотя покрытие золотого цвета было нанесено недавно, в 1965 году, а настоящая позолота - значительно позднее. Здание это также часто называют Мечетью Омара. 

Это очень распостранённая ошибка, так-как это здание не является мечетью и  построил его не халиф Омар.

 

С точки зрения равввинистического иудаизма, на Камне Основания был основан мир, ( Трактат Йома). Следуя описанию Пятикнижия, в Первом Храме на этом месте находился Ковчег Завета со скрижалями десяти заповедей. Во Втором Храме Ковчега Завета уже не было. А в Судный день, первосвященник возносил воскурения благовоний  на этом месте.

 

Исламские источники сообщают, что местно нахождения Скалы указал арабским завоевателям обратившийся в ислам еврей, занимавший высокий пост при дворе халифа Омара. Звали его Кааб абу- Исхак ибн-Мани. 

 

" Рассказывают также, что халиф сам поднялся туда и вместе с ним был Кааб аль-Ахбар. Омар сказал Каабу: 

"О, Абу-Исхак, знаешь ли ты где  находится скала? "

Кааб ответил ему:

"Отмерь от стены, стоящей в долине Бен-Хинном, столько-то локтей, там начни копать и ты найдёшь её."

И добавил:

"Сейчас это место покрыто нечистотами".

Они стали копать и обнаружили Скалу.

Тогда Омар спросил Кааба:

"Где, по-твоему, нам следует построить святилище?"

Кааб ответил:

"Отведи место для него позади Скалы и тогда ты совместишь две киблы, Мусы и Мухаммада."

Омар ответил:

"Тебя всё-ещё тянет к евреем, о, Абу-Исхак, Но мы поставим святилище перед Скалой".

( Арабская хроника Мутир Аль-Джарам)

 

Примечательно здесь желание Абу-Исхака объединить евреев и мусульман в одном молитвенном месте на Храмовой Горе. 

Рассказ этот прередаёт событие указа о постройке Дальней Мечети ("Аль-Акса") по указу Омара, к югу от Камня Основания.

 

Иудейские средневековые источники также подтверждают вышеприведённый рассказ:

 

"Пришли все мусульмане, которые были в городе и окрестностных деревнях, и с ними несколько евреев. Омар повелел им вычистить и подмести место Храма и ежеминутно спрашивал евреев о Скале." 

( Каирская Гниза, из книги З. Корена "Дворы Дома Господня")

 

купол над скалой

 Здание, построенное над Камнем Основания, называется Купол над Скалой, ("Куббат Ас-Сахра, араб.).

Купол над Скалой является монументом, призванным подчеркнуть святость места, на котором он стоит. Устройство окон здания освещает Скалу.

Сооружение было построено в 691 г.  (72 г. от хиджры) халифом Абед Аль-Маликом.

В здании этом нет зала для общественной молитвы. Оно представляет из себя восьмигранник, в центре которого расположен Камень Основания или Скала.

По своему архитектурному  замыслу, здание очень похоже на типичный христианский  храм - мартириум.

Камень окружён металлическими решётками, вероятно сооружёнными в период крестоносцев. Вокруг Камня возвигнуты два ряда концентрических колонн. Внутрення отделка здания датируется ранним исламским периодом, а некоторые детали, возможно и более ранним византийским ( 4-7 вв.), а то и более ранним римским периодом, вероятно даже уцелевшими деталями со времён Храма.

 

А наружная  отделка здания относится к более позднему периоду. Изразцовая бело-голубая облицовка с арабской вязью стихов из Корана, была сделана в период правления турецкого султана Сулеймана,( 16 в.)

Надписи, украшающие его являются антихристианской полемикой.

Внутри Купола над Скалой размещены цитаты  из Корана, говорящие об основах веры в Единого Бога и полемизирующие с христианством. 

Они были нанесены на фасад здания по указу омеядского халифа Абед Аль Малика.

 

Надписи на внешней стороне галереи гласят:

 

"Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он един. У него нет соратника. 

Скажи: Он Бог, Единый! Боже, вечное прибежище! Он не рождает и не рождается. Ему нет равного. Мухаммад - Посланник Бога,  - да благословит его Бог и приветствует."

 

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он един. У него нет соратника. Мухаммад - посланник Бога. Действительно, Бог и Его ангелы изливают благословения на Пророка. О вы, верующие! Просите у него благословения и приветствуйте его достойным приветствием."

 

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он един. Слава Богу, у которого нет сына и нет соратника в Его владычестве и  Он не нуждается в защитнике по слабости; и прославьте Его великимславословием.

(Сура 17: 111) 

Мухаммад - Посланник Божий и благословение Божие, ангелов и Его пророков на нём, и мир ему, и да помилует его Бог."

 

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он един. У него нет соратника. Ему принадлежит власть, и Ему принадлежит всякая хвала. Он дает жизнь и вызывает смерть, и Он властвует над всем.

(Сура 64: 1 и 57: 2) 

Мухаммад - Посланник Бога и да благословит его Бог и приветствует.

Да примет он Его заступничество в Судный день от имени своего народа."

 

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он един. У него нет соратника. Мухаммад - посланник Бога. Благословение Бога на нём."

 

"Слуга Божий Абед (Аллах Имам аль-Мамун, повелитель) правоверных построил этот купол в семьдесят втором году (от хиджры). Пусть Бог примет от него и будет доволен им. Аминь, Господь миров, хвала Богу." 

 

На внутренней стороне здания следующие надписи:

 

"Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Нет бога, кроме Бога. Он один. У него нет соратника. Ему принадлежит власть, и Ему всякая хвала. Он дает жизнь и причиняет смерть, и Он властвует надо всем.

(Суры 64: 1 и 57: 2)

Мухаммад - слуга Божий и Его посланник 

Воистину, Бог и Его ангелы изливают благословения на пророка.

О, верующие! Просите у него благословения и приветствуйте его достойным приветствием.

(Сура 33:56)

Благословение Бога на Него, и мир Ему, и да помилует его Бог."

 

"О люди Книги, не допускайте лишнего в своей религии и не говорите о Боге ничего, кроме правды. Мессия, Иисус, сын Марии, был всего лишь посланником Божиим и Его слова, которые Он передал Марии и душам, созданным по Его повелению.

Итак верьте в Бога и Его посланников. И не говорите "три", так лучше вам.

Воистину, Бог - един. Он превознесен над сыном. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. И хватит Бога как управителянад делами. (земными)

Мессия не пренебрёг быть рабом Божьим, ни ангелы Его.

А кто пренебрегает поклонением Ему и его высокомерен - ответит в день Суда."

(Сура 4: 171-172)

 

"О Боже, благослови Твоего посланника и твоего слугжителя Исуса, сына Марии. Мир ему в тот день, когда он родился, и в день, когда он умрет, и в день, когда он воскреснет живым!

(Сура 19:33)

Это Иисус, сын Марии - слово истины, о котором они спорят. Богу не подобает брать сына; Он возвеличен!"

(Перевод Эстель Уилан)

Центральная платформа храмовой горы

На Храмовой горе существуют два уровня. Большая часть горы находится на одном уровне, а  в центре расположена четырёхугольная платформа, приподнятая над остальным пространством на 4 м. 

Эта платформа была построена в в период Второго Храма.

На  этой платформе находится Купол над Скалой и несколько других мусульманских сооружений.

Мусульманские строения на храмовой горе

Купол вознесения  ( "Куббат Аль-Марадж") отмечает собой место вознесения пророка Мухаммеда на небо. Это само древнее в группе строений.  Оно было сооружено в 1200 г.  При его строении были использованы фрагменты разрушенной церкви крестоносцев и поэтому в его архитектуре заметно влияние готики.

Купол пророка ("Куббат А-Наби") также называют Куполом ангела Гавриила ("Куббат Аль-Джибрил"). Здесь, по преданию, молился пророк Мухаммед перед вознесением на небо.

Купол душ ("Куббат Аль-Арва") - по традиции явялется место молитвы о душах умерших.

Хевронский купол ("Куббат Аль-Халиль") - построен в честь исламского шейха из Хеврона.

Купол Аль-Хадер ( по исламской традиции Аль-Хадер это  христианский святой Георгий, живший в Палестине и он-же библейский пророк Илия.)

В восточной части платформы находится Купол Цепи, ("Куббат Аль-Сальсила"). Купол это был построен в тот-же период, что и Купол над Скалой, ( 691 г.) и представляет собой его архитектурную копию.

Назавн этот купол так согласно арабской легенде, которая рассказывает, что на этом месте праведный царь Давид ("Наби Дауд", араб.) вершил суд над людьми,  с помощью волшебной цепи, которая двигалась к виновному и отодвигалась от правого.

С четырёх сторон света к центральной платформе ведут ступени, а их вершины украшают построенные в период крестносцев арки.

(Продолжение следует...)