"Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
Он сказал: принесите их Мне сюда.
И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей."
( от Матфея 14:15-21)
Первый христианский храм был построен здесь в 4 веке нашей эры (около 350 г.) иудеем, принявшим христианство, который известен сегодня как Иосиф Тивериадский или Палестинский и почитаемый Восточными церквями святым.
Христианский летописец Епифаний сообщает, что Иосиф жил в период правления императора Константина. Иосиф был раввином и знатоком Священного Писания, а также членом высшего иудейского религиозного и административного совета - Синедриона, который заседал в то время в Тверии. Иосиф был учеником знаменитого иудейского мудреца Гиллеля II.
Прийдя к вере во Христа, Иосиф посвятил свою жизнь и призвание, в том числе и постройке христианских храмов в регионе Тивериадского озера, там, где Иисус провёл наиболее активный период своей жизни.
Церковь Умножения хлебов и рыб была построена на месте, которое уже почиталось ранними христианами, как то, где Иисус совершил чудо накормления пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками.
Она была описана паломницей из Иберийского полуострова Эгерией в конце IV века.
Небольшая часовня 4-го века была разрушена в 480 году, а больший по размерам храм был построен уже другим христианским подвижником - Мартирием Иерусалимским, патриархом Иерусалима с 478 по 486 год. Мартирий был египтянином по происхождению, и может поэтому замечательная, восстановленная в наши дни, напольная мозаика церкви изобилует мотивами реки Нил, так популярными в Византийский период.
Хотя некоторые датируют разрушение этого места временем арабского завоевания, церковь, скорее всего, была разрушена в 614 году во время персидского вторжения, поскольку уже в 670 году нашей эры епископ Аркульф сообщил, что от церкви остались только колонны.
Лишь в 18-м веке земля с руинами храма была приобретена монахами-бенедиктинцами из Германии, которые планировали построить на месте приют для паломников.
А в 1932 году, археологи Мадер и Шнайдер, во время раскопок обнаружили частично уцелевшие стены и напольную мозаику того самого древнего храма.
Была произведена воистину титаническая и скрупулёзная работа по восстановлению мозаики. Десятки тысяч каменных мозаичных кубиков (тессеров) были рекоснтруированы.
Следы реставрационных работ на полу видны неовооружённым взглядом и поныне.
Храм был построен по эскизам и чертежам прежнего. Крыша была укреплена деревянными балками.
На мозаике изображены 22 водоплавающие птицы, башни для измерения уровня воды в Ниле и типичная для берегов этой реки растительность.
Под алтарём находится небольшой камень, на котором, по преданию, стоял Иисус, благословляя хлебы и рыбы.
Совершенно недопустимый и осужденный в израильском обществе акт вандализма был совершён 18 июня 2015 года в Церкви Умножения. Неизвестные подожгли храм и крыша, как было сказано выше, укрреплённая деревянными балками, немедленно загорелась.
Графити, оставленное на стенах церкви, недвусмысленно свидетельствовало об инициаторах преступления.
На стенах красной краской было написано на еврейском языке: "идолослужение".
Правительство Израиля выплатило компенсацию за ущерб и реставрация храма, на сегодняшний день, уже завершена.